Комиссары от ОБСЕ чаще всего молчат, в отличие от тех, что «в пыльных шлемах» произносили пламенные речи о мировой революции. Молчал и Рольф Экеус, в конце февраля второй раз за недолгий промежуток времени побывавший в нашей стране. Говорили другие.
Например, в комиссии Сейма по образованию и науке г-н Табунс (ТБ/ДННЛ) втолковывал, что русским надо ноги мыть титульной нации и воду пить в благодарность за то, что та сразу после Атмоды не выставила их из страны. А они, наглецы, еще требуют образования на родном языке! Председатель комиссии
г-н Страздыньш говорил о том, что реформа-2004 затеяна лишь во благо русскоязычных – чтобы те были конкурентоспособны на рынке труда страны. И подчеркивал, что не от национализма это – националисты как раз желают, чтобы русские языка не знали!
И вообще националистов среди членов комиссии и в Сейме нет!
Позицию «неблагодарных русских» озвучил Яков Плинер (ЗаПЧЕЛ), напомнив и о позиции президента Латвии, в своем письме высказавшей претензии к Закону об образовании и способы их упразднения.
А дальше г-н Экеус молчал в комиссии Сейма по правам человека. Вначале вместе с Владимиром Бузаевым – председатель г-жа Друвиете (НВ), вероятно, отнюдь не из националистических побуждений, не давала ему слова. Но не впервой правозащитнику о себе напоминать, он с места выкрикнул: «Если единственному на сегодня представителю русского меньшинства в «правозащитной» комиссии не дают и рта раскрыть, то о каком диалоге с нацменьшинствами можно вообще речь вести?» После чего вместе молчавшие отдельно поговорили. Бузаев призвал комиссара стать посредником в переговорах между Штабом защиты русских школ и властями. И подарил высокому гостю диск с записью клипа «Черный Карлис».
Молчал комиссар и во время посещения 10-й русской средней школы. Где услышал от детей и педагогов, что никто не возражает против изучения латышского языка. А возражают против неподготовленного перевода преподавания на него и без того сложных предметов. И сдачи на нем экзаменов по предметам, преподававшимся на русском.
После этого г-н Экеус заговорил. И сказал, что следует вести диалог с властями…
Молчание г-на комиссара нарушилось и в конце его встречи с главой ЛАШОР Игорем Пименовым, от которого он услышал, что власти сами не знают, каковы цели реформы и методы ее проведения. И что реформу следует отложить на несколько лет, чтобы за это время внести в нее коррективы с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Но без умышленного деления общества на латышей и русских, чего добиваются некоторые политики.
В ответ г-н Экеус заявил, что Латвию он считает однообщинным государством и попытки его разделить на два этноса недопустимы…
Вероятно, эти его высказывания и навели президента Вайру Вике-Фрейбергу на мысль «озвучить» молчание комиссара, хоть по поводу реформы он не сказал ни слова. Вот и сказала она, что г-н Экеус считает реформу хорошей. В основном… Помните, как раньше нам вещали? «Пятилетка в основном выполнена»…
А сам комиссар заговорил в… Москве! Где во время встреч в МИД РФ и администрации президента сообщил, что понимает озабоченность властей России проблемами с образованием на родном языке, возникшими у соотечественников в Латвии. И даже воспользовался советом россиян, подсказавших ему, что переговорная группа Штаба защиты русских школ – единственный субъект, с которым латвийским властям следует немедленно начать диалог. Иначе трудно расценить его просьбу к ШЗРШ предоставить ему полный отчет об организованном им Вселатвийском съезде. Россияне также намекнули, что без диалога правительства Эмсиса с русскоязычными школьниками, их родителями и учителями не будет и диалога России с Латвией. А значит, вопрос о подписании договора о границе между Россией и ЛР, а стало быть и ЕС, откладываются на неопределенное время? Есть от чего разговориться комиссару Экеусу…