В канун 65-летия прорыва блокады Ленинграда активист блокадного движения Карл Априявский побывал на торжествах в Санкт-Петербурге, куда был приглашён Ленинградской организацией ветеранов войны. В своём выступлении на конференции он поблагодарил ленинградцев-ветеранов за поддержку латвийских антифашистов В.?М.?Кононова и Н. В. Тэсса, оказанную им год назад обращением в Европейский суд по правам человека.
В знак признания и уважения мужественного борца Василия Кононова и его адвоката в Страсбургском суде Михаила Йоффе Совет ветеранов Краснознамённого крейсера «Киров», 900 дней и ночей защищавшего Ленинград, и Краснознамённого тяжёлого атомного ракетного крейсера «Киров» наградил их почётным знаком своей организации. Вручить награды председатель совета капитан 1-го ранга Валентин Портнов, бывший командир первой башни главного калибра крейсера «Киров», попросил К. Априявского. И вот воспользовавшись тем, что М. Йоффе привез из Страсбурга новые известия, мы посетили Василия Макаровича Кононова. Карл Эдуардович торжественно вручил им обоим эти почётные знаки.
А затем, воспользовавшись возможностью, мы попросили М. Йоффе рассказать о том, на какой стадии находится так называемое дело В. Кононова.
– К 21 февраля вы вместе со своим подзащитным должны были для суда подготовить расчеты компенсации ветерану, свои возражения и позицию по мировому соглашению.
– И мы сделали это. 20 февраля был составлен протокол по делу № 36 3.76/04, который был принят Европейским судом. Вот наш расчет на английском языке по моральному и материальному вреду, причинённому Василию Макаровичу Кононову незаконными действиями латвийской власти, который мы оценили в 5 млн. 187 тысяч евро, наш отказ от мирового соглашения, который суд нам предложил заключить. Но оно не влечёт за собой отмену приговора как такового, а Василий Макарович не виновен и не совершал никаких военных преступлений. Единственный способ отмены приговора – это решение Европейского суда. Кстати, судя по сообщениям СМИ, Латвийское государство тоже отказалось от мирового соглашения.
Нами также были составлены дополнения по ситуации на 48 листах и они уже зарегистрированы в суде, куда мы приложили все состоявшиеся приговоры в отношении Василия Макаровича Кононова в переводе на французский язык. Поскольку Европейский суд пользовался некорректными, неправильными текстами. Они ссылались на сведения, которые установила прокуратура. А по регламенту мы оспариваем не её действия, а суда. Поэтому опираться в своих описательных вопросах на события, которые установила прокуратура, но не подтвердил суд, европейский суд не может. А факты, которые установил латвийский суд, европейский принимает как априори. Только факты, но не правовую оценку.
Поэтому мы вынуждены были представить и выписки из приговора Нюрнбергского трибунала, которые отсутствовали в Евросуде. Ведь Василий Макарович Кононов воевал на стороне антигитлеровской коалиции, чьи действия были признаны законными и правомерными.
– И когда ожидается решение Европейского суда?
– Точная дата нам неизвестна, но предполагаем, что это произойдёт в марте-апреле сего года.
– А предыдущее было?
– Это было предварительное решение о преемственности. Суть его следующая. Европейский суд признал нарушенной 7-ю статью Европейской конвенции. Это означает: нет закона – нет ответственности. То есть никто не может быть признан виновным, если его действия не являлись преступлением ни по национальному, ни по международному праву. И действия Василия Макаровича Кононова не являются преступлением! Европейский суд вынес отдельное решение по 7-й статье и ждал, когда мы представим справку по моральному и материальному вреду. Когда суд устанавливает вину того или иного государства, то назначает справедливую компенсацию. Теперь будем ждать решение из Страсбурга.
– Однако достаточно оперативно.
– Так дело Василия Макаровича по решению суда стало приоритетным по рассмотрению и по отношению к другим жалобам. Их же там десятки тысяч. В своём основании мы писали о его возрасте, состоянии здоровья, о гуманных соображениях... К сожалению, два латвийских антинацистских бойца Тэсс и Ларионов умерли. Хотя их дела уже начаты в коммуникациях.
– Это значит?..
– Что правительство Латвии поставлено в известность о том, что и по ним принято решение по той же 7-й статье. До 19 мая оно должно представить в Европейский суд свои письменные возражения по поводу этих дел, которые были приняты к рассмотрению сразу и по приемлемости, и по существу.
– Но ветеранов уже нет в живых.
– А родственники дали доверенности. По регламенту суда, если человек подал свою жалобу при жизни, то они могут продолжить процедуру её рассмотрения.
– И те процессы ещё не закончились?
– Они только начались. И для Латвии наступает ответственность за беззаконие, которое она творила почти два десятилетия. У меня нет никаких сомнений в незаконности осуждения ветеранов Великой Отечественной войны. Уголовным законам придана обратная сила. Как мог Василий Макарович в 1944 году представить, что в 1990 году будет принята декларация о восстановлении независимости Латвии, что действия Советского Союза по её освобождению от фашистов будут названы оккупацией?! Такое не могло присниться и в кошмарном сне. Как и то, что позже Сейм примет декларацию о так называемой «советской оккупации»?!
– Так теперь...
– Правительство Латвии будет решать – будет ли оно биться в Большой палате либо сразу станет выплачивать компенсацию и реабилитирует ветерана. Могу сказать одно, что это не только наш успех, но и тех тысяч и тысяч людей, кто поддерживал борьбу Василия Макаровича Кононова за права всех антифашистов, кто обращался в Европейский суд по правам человека с письмами в его защиту.
К этим его словам полностью присоединился и сам Василий Макарович, который, несмотря свой возраст и перенесённые страдания, был энергичен и бодр.