Президент России Владимир Путин совершает поездку по странам Ближнего Востока. Сегодня с кратким рабочим визитом он посетит Катар, а вечером прибудет в Иорданию. Турне по региону Путин начал в воскресенье с Саудовской Аравии, где был принят королем страны Абдаллой. Накануне отбытия в Персидский залив российский президент дал обширное интервью спутниковому телеканалу «Аль-Джазира», в котором уделил особое внимание отношениям Москвы с арабским миром, а также высказался по наиболее острым вопросам глобального характера.
По мнению Путина, арабские страны, с которыми у России были какие-то противоречия, «исчезли», и теперь таковых «просто не существует», поэтому путь для сотрудничества открыт по всем направлениями, представляющим взаимный интерес. Первостепенное значение при этом российский лидер придает скорейшему урегулированию всех основных ближневосточных кризисов, прежде всего палестино-израильского, ливанского и иракского, а также ситуации вокруг ядерной программы Ирана.
Высказываясь по палестинской проблеме, Путин подчеркнул, «что все люди, которые проживают в регионе, имеют право на свою государственность и на безопасное существование». Говоря о роли радикальной организации ХАМАС, он отметил, что «не уверен» в правильности методов, которыми эта структура пользуется ряди достижения поставленных целей. Но не учитывать демократически избранные власти, по мнению президента, нельзя. Считаться с позициями всех задействованных сторон следует и в Ливане, заверил он, ставя в пример «очень добрые» отношения Москвы и с ливанским правительством, и с «Хезболлах».
Отвечая на вопрос по положению в Ираке, которое он назвал «крайне печальным и трагичным», Путин также заверил, что Москва намерена делать все для того, чтобы «урегулировать ситуацию со всеми вовлеченными в этот процесс сторонами». «Развитие событий в Ираке показало, что как бы ни была сильна страна, которая хочет в одиночку решить ту или иную проблему, это невозможно», – отметил президент РФ.
Путин особо подчеркнул, что Россия всегда выступала против «решения любых проблем в международных делах военным путем, тем более без прямой санкции ООН». В этом контексте он отметил, что все действия Москвы по Ирану направлены на вывод «ядерной проблемы из конфронтационного поля». При этом Путин выразил крайнюю озабоченность в связи с наращиванием военного присутствия США в районе Персидского залива и признался, что четких гарантий от Вашингтона о ненападении на Тегеран Россия так и не получила. На то, что американцы не применят силу, остается только надеется.
Владимир Путин признался также, что Москва демонстрирует силу, объявляя о наличии у нее ракет, не имеющих аналогов в мире. Главная цель, которую она при этом перед собой ставит, – это баланс сил как «важнейшее условие мировой стабильности и безопасности». «Россия не претендует на роль сверхдержавы. Россия не собирается ни с кем конфликтовать. Но у России достаточно потенциала для того, чтобы влиять на строительство нового миропорядка, на то, чтобы будущая архитектура международных отношений была сбалансированной», – заявил президент.