Понедельник, 20.05.2024, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Образование » Наше образование

Савелий ШАЛЬМАН: "Педагог должен воспринимать себя творцом, а не декабристом в изгнании"

Савелий ШАЛЬМАН: "Педагог должен воспринимать себя творцом, а не декабристом в изгнании"

Савелий ШАЛЬМАН:

"Ты когда-нибудь была в метро зимой?" – обратился к девочке педагог из Петербурга Савелий Шальман, который неделю назад давал мастер-классы игры на скрипке в детской музыкальной школе им. А.А. Кенеля. А ведь девочка эта живет в Абакане, где подземных дорог и даже трамваев отродясь не бывало. Но юная скрипачка кивнула, давая понять, что в больших городах ей бывать приходилось. В ответ на это заслуженный учитель России начал театрально дергать рукой, имитируя двери вагонов метро: "Вот примерно так ты и водишь смычком".

Вторую ученицу кандидат искусствоведения попросил представить оперный спектакль, который в нашем околотке тоже — почти фантастика, а потом — еще и балет, хотя прежде осторожно поинтересовался, видела ли она когда-нибудь его... по телевизору.

За границей скрипачи не толкаются

в трамваях

Заслуженный работник культуры Савелий Шальман, о котором "ШАНС" рассказал еще в прошлом номере, слывет одним из лучших педагогов в России и частенько бывает за рубежом, где входит в жюри международных конкурсов и дает мастер-классы. В Питере он обучает 17-летнюю скрипачку из Хакасии Настю Субракову. А в наших краях – так уж сложилось – музыкант не бывал ни разу. На родине своей ученицы Шальман провел лишь два дня, с утра до вечера подтягивая юных, но уже подающих надежды музыкантов. Потому ни о каком интервью не могло быть и речи — на это у Савелия Марковича просто не было времени. "ШАНСУ" предложили задать вопросы на учительском семинаре, который скрупулезный петербурженец чуток отложил, пытаясь каждой "жертве" (так он шутливо называет участников мастер-класса) уделить как можно больше внимания. На этих уроках он выкладывался как только мог, успевая зорким глазом заприметить огрехи сибирских дарований, быстро их исправить и – ну куда без этого – похвалить. Безграничная любовь учителя рушила все барьеры и обезоруживала слегка напуганных школьников. Стоило питерскому гостю назвать кого-нибудь "солнышком", как все страхи пропадали, и внимание детишек концентрировалось только на музыке.

– В европейских странах этот фрагмент произведения дети играли примерно так же, а быстрее никто из них не мог, знаешь, почему? – давал напутствие маленькой скрипачке Савелий Маркович. – Они не знают одну вещь, а педагоги не могут никак объяснить, потому что сами живут в тех же странах. Но стоит мне приехать, и они сразу все понимают. Я просто говорю: "Ты входишь в трамвай или автобус, и тебе, чтобы пройти вперед, нужно сделать рукой вот так (размахивает локтем так, будто хочет протиснуться через толпу — прим. авт.). За границей людям не нужно пробиваться в трамваях – они садятся на свое место и все. Потому у них ничего и не получается. А ты теперь попробуй так: раз локтем, раз локтем...

Этот незатейливый, на первый взгляд, прием действительно работает, впрочем, как и многие другие. В педагогическом таланте Шальмана можно убедиться, фиксируя фантастические успехи его учеников. Среди них – Александра Коробкина, которую уже оценили музыканты с мировой известностью – такие, как Ойстрах, Мунтяну и Грач. И, конечно же, наша Настя Субракова, которой Савелий Маркович, похоже, очень гордится:

– Если за других учеников я еще продолжаю волноваться, то Настю я просто слушаю, – прокомментировал одно из ее выступлений учитель. – Она сыграла всего Баха, Шостаковича и Моцарта. Играла Прокофьева, две сюиты Баха для виолончели. Скерцо Чайковского. Огромным успехом пользуется ее сочинение "Тун Пайрам". Она его здесь играла, наверное?

Что заставляло

в мороз ходить

от школы к школе?

На семинаре у Савелия Марковича спросили о том, как он раскрыл в себе педагога, и Шальман начал длинный, но донельзя интересный монолог.

– Я понял это очень поздно, когда сложился педагогом и вспомнил, что во втором классе я Петьку Васильева с "двойки" по русскому языку вытащил на "четверку". Потом у меня была Танечка Протокопова, невероятно симпатичная девочка с ямочками на щеках, которую я вытащил на "пятерку" — опять же по русскому языку. В училище, где я обучался скрипке, ко мне подходили приятели и просили что-то исправить. Там у меня был замечательный педагог, прекрасный музыкант, ученик Столярского – Александр Лазаревич Суруханский, который руками студентов совершенно не занимался. И, когда, доучившись до третьего курса, я протер трость смычка так, что его уже невозможно было держать, я понял – у меня очень большие проблемы. Я стал уделять больше внимания технике игры, всякого рода штрихам, самостоятельно заниматься, причем по учебным пособиям. Безумно много времени потерял на этих занятиях, но зато пришел к какому-то выводу. Потом я закончил училище, поступил в консерваторию. Начал работать в малом оперном театре, где коллеги часто подходили ко мне и втихаря просили помочь. Однажды моя однокурсница попросила на две недели заменить ее в районной школе, за городом. И так совпало, что в это время открылась еще одна музыкальная школа, но разбросанная по четырем разным местам. Что меня заставляло в мороз идти 20 минут до остановки, потом еще ехать на электричке, подниматься в горы, падать вниз, подниматься снова – не знаю — какой-то идиотизм.



У каждого бездарного брата есть гениальный двоюродный

Когда эта школа закрылась, Савелий Маркович стал искать другую работу, которую можно было бы совмещать с театром. Однако из совместительства ничего не выходило. В конце концов, директор одной из школ предложил Шальману полный рабочий день, и он пожертвовал оркестром.

– Я ни секунды не думал. Не радовался этому, не огорчался. У меня в голове была лишь одна мысль, что в старости вокруг меня, наверное, будет много учеников, и в этом есть какой-то резон. Я пришел на основную работу в школу, хотя тогда еще очень прилично играл и был на ходу. Заниматься с детьми почему-то сразу начал очень много. Наверное, совесть была, я не знаю. При этом почувствовал, что мне это интересно. Затем пошел в детский сад, набрал 25 человек (в это время педагоги в аудитории чуть ли не хором воскликнули: "Ничего себе!" – прим. авт.), посадил их в круг, каждому показал, как держать скрипку и смычок. На следующий урок осталось уже 20 человек, в конце года – 10 человек, в конце седьмого класса – три человека. Один мальчик и после школы продолжил занятия скрипкой, но потом бросил и стал звукорежиссером. После этого у меня появился свой афоризм: "У каждого бездарного брата есть гениальный двоюродный". Бездарных учеников я поучил, а гениальные двоюродные, посмотрев, как они занимаются, сами пришли ко мне учиться. Однажды у меня произошла неприятная домашняя ситуация, какие бывают у многих, и я понял, что педагогика меня спасает, позволяет отвлечься от этих проблем. А через много лет я осознал, что Бог мне просто дал счастье.



Не изменился ли способ производства детей?

Постепенно класс Шальмана рос, и дети, которые шли к нему, тоже росли. Не хватало только взаимопонимания с начальством и некоторыми коллегами. Это побудило педагога, по его же собственным словам, использовать метод академика Сахарова – обратиться к общественности, показывая ребятам приемы игры на городских методических концертах и мероприятиях. Такая "метода" почему-то вызывала большое раздражение в школе, и к Шальману "придирались" с особым пристрастием.

– Я понял, что спасаться могу только одним, – показывать работы в самом наилучшем виде, – рассказывал о своих "мытарствах" Савелий Маркович. – И за этот урок я, конечно, школе благодарен. Потом у меня были большие проблемы с поступлением на работу в десятилетку, куда меня активно рекомендовала консерватория на самом высоком уровне. И эта эпопея длилась десять лет, потом еще столько же времени в школу не брали моих учеников. Потом я начал выступать, совершать поездки, давать мастер-классы. И для того, чтобы успевать работать с учениками, пришлось совершенствовать методику преподавания. Я понял, что меня категорически не устраивают те школы, которые написаны. Не устраивают, прежде всего, своей медлительностью. Дети топчутся на месте и изучают неинтересный материал. Я обратился к маме своей ученицы, работавшей в Союзе композиторов, и она организовала мне встречу с директором издательства, который сказал, что мои статьи его не интересуют. Вот если бы я написал школу... Тут я его быстро прервал и сказал, что это моя давняя мечта. Он сразу спросил: "А вы не забываете вести смычок прямо?" И я пообещал включить эту фразу в книгу, отсчитав ему процент своего гонорара. Фраза действительно была напечатана. В благодарность за отношение мамы ко мне я потом на ней женился, а вот девочка, которая у меня занималась, бросила скрипку.

Сейчас у меня чудесные две внучки, и все довольны. В 1984 году я написал школу, в 1987 году она вышла в печать, а с 1989 года начались мои поездки с мастер-классами. Бывало, что дети сами приезжали ко мне на две-три недели в Питер и демонстрировали хорошие результаты. Я начал писать вторую книгу, предлагая метод интенсивного худо-жественно-технического развития ученика. Замечу, это не гонка и не спешка, а избавление от лишних шагов и неинтересных произведений. Благодаря своим способностям и этой методике мои ученики очень быстро развивались, и им в голову не приходило валять дурака. К числу задач относились и частые выступления, в том числе на фестивалях и конкурсах, но после того, как они стали абсолютно коррумпированными, я потерял к ним всякий интерес. Практически все мои ученики, с которыми я плотно занимался с самого начала, были благоустроены. Они теперь работают в очень хороших оркестрах, некоторые просто феноменальную карьеру сделали, благодаря своему уму, настырности и где-то желанию родителей. Я до последних лет не выбирал себе учеников – не было такой возможности. Когда мои ребята начали выходить на определенный уровень, стали появляться люди, которые уже целенаправленно шли ко мне заниматься.

Напоследок питерский гость напутствовал местных педагогов и похвалил учеников:

– Работа проделана очень качественная, хорошая. И пусть вас не удивляет, если я скажу, что местами мне было крайне неловко за Петербург. Потому что, к сожалению, у нас часто даже на городских конкурсах показывают если не криминальную, но убогую работу. Сделать что-либо очень трудно, потому что, к сожалению, многие педагоги опустили руки, а многие даже не поднимали их. Они мне говорят, что сейчас меньше способных детей, а я бесстыдно их спрашиваю: "Не изменился ли способ производства детей? Куда они пропали? Почему в спальных районах, где дети вроде как должны появляться чаще, их вообще нет? А в центральных районах школьники охотно идут на трубу или ксилофон, но только не на скрипку? Может, все дело в педагогах?"

В этот момент патетику скрипача прервал телефонный звонок, а вместе с ним и робкий голос из аудитории:

– Савелий Маркович, вы опоздаете на поезд. Уже семь часов вечера, а в восемь – отправление.

– Я знаю, заканчиваю, – спокойно ответил оратор и принялся с тем же упоением вещать о чудесном воздействии педагогики. – Рост ученика обусловлен темпом развития, отношениями с учителем, верой ученика в учителя и верой учителя в ученика. Все проблемы решаемы, но при одном условии — если мы воспринимаем себя творцами, которые имеют дело с живыми людьми, если будем работать сколько можно, не думая о том, сколько нам заплатят. Никогда нам не будут много платить. Но мы, быть может, занимаемся самой интересной профессией.

После чего с чувством выполненного долга педагог пожелал всем здоровья, хорошего настроения и... "чтобы после выборов ничего не ухудшилось". Затем взял чемоданы и прямиком из музыкальной школы отправился на вокзал.







Другие статьи по теме:

Первый выпуск МГЭИ в Торопце

ЕСЛИ БАБУШКА И МАМА ИДУТ НА КРАСНЫЙ СВЕТ УПРЯМО...
ЕСЛИ БАБУШКА И МАМА ИДУТ НА КРАСНЫЙ СВЕТ УПРЯМО...

«Сказки, отраженные в Волге»
«Сказки, отраженные в Волге»

Все было в судьбе…
Все было в судьбе…

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наше образование | Поместил: Viktor (19.09.2014)
Просмотров: 1816 | Теги: лето, ученики, музыканты, образование, интернат, время, школы, школа, Работа, учителя | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Новости игрового мира]
Crystals Digger: описание и особенности увлекательного игрового автомата (0)
[Отдых в России]
Чтобы получить новогоднее настроение, приобретите сертификаты на Новогодние СПА от компании SPbThai (0)
[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
 


Самые читаемые статьи

Как бороться со ржавчиной на кузовах автомобилей? (0)
Футбол - это история (0)
Здравствуйте, Андрей Валерьевич! (4)
Kia Спортейдж (0)
Как рассчитать расход топлива, используемого транспортным средством? (1)
Советы по лечению суставов (1)
Яблоки полезны для сердца. Каждый день! (0)
Красивые губы (0)
Аренда коттеджа в Подмосковье на выходные (0)
Как «Пегас туристик» спас 220 жизней (0)
Как на АЗС заправиться до полного бака? (1)
Как оборудовать спортивный уголок для ребёнка дома? (0)
Контакты с НЛО в древности (0)
Защита от угона (0)
ТАЙНАЯ КРАСОТА КЛЕОПАТРЫ (1)
Семейный бизнес (4)
Из Петербурга в Орск через Париж на автомобиле (1)
В Башкирии нашли аэропорт инопланетян? (0)
Что ждет российскую санаторно-курортную систему (0)
Как правильно тормозить в гололед? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024