Известная кинозвезда Грета Гарбо была затворницей, загадочной и недосягаемой. Покой и одиночество она ценила больше, чем все деньги в мире.
Заявив: «Я хочу быть одна», Грета в последние сорок лет своей жизни не снялась ни в одном фильме.
Одиноко живущая на Манхэтгене на те деньги, что заработала за свою двадцатилетнюю карьеру в Голливуде, Грета Гарбо была не только легендой, но и загадкой, которую тщетно стремились разгадать многие историки и исследователи кино.
Номер домашнего телефона актрисы был засекречен. Даже те немногие, кто его знал, всегда слышали в трубке одни и те же слова: «Мисс Гарбо нет дома».
Она редко выходила на улицу, а когда делала это, то всем казалось, что по тротуару скользит прекрасное привидение. Глаза Греты всегда были прикрыты темными очками, а спускавшаяся со шляпки вуаль закрывала почти все ее бледное лицо.
Даже свою смерть Грета постаралась окружить тайной. В нью-йоркской больнице, где ей делали диализ почек, врачи отвечали всем, что Гарбо просила никому не сообщать никаких подробностей о ее болезни.
Грета была очень богата, но скупа. Отправляясь за покупками, она прежде всего шла на дешевые распродажи. Газетному продавцу она возвращала журналы, которые ей казались неинтересными. В своем последнем интервью актриса сказала: «Я не нуждаюсь ни в чьем внимании, разве что только во внимании тех людей, которым я нравлюсь. В любом же другом случае это ужасно».
Грета Ловисса Густавссон родилась в 1905 году в Стокгольме в семье разнорабочего. Отец часто болел и из-за этого постоянно терял работу. В четырнадцать лет Грета бросила школу, чтобы помогать матери зарабатывать на лечение отца. Тогда Грета поклялась так построить свою жизнь, чтобы никогда и ни от кого не зависеть.
Девочка начала работать в парикмахерской. Когда ей исполнилось семнадцать лет, Грету приняли в один из супермаркетов. Юной продавщице повезло: совершенно случайно ее пригласили для съемок в одном из рекламных роликов. Грета должна была рекламировать модные шляпки.
Вскоре влюбленную в сцену девушку зачислили ученицей в труппу Стокгольмского королевского драматического театра. В поисках заработка она стала бывать на съемочных площадках.
Как киноактриса Грета состоялась в 1924 году, когда Морис Стиллер, в то время ведущий шведский кинорежиссер, потерял голову, очарованный ее угловатой красотой. Он стал делать ей карьеру: изменил фамилию, снял в главной роли в немом фильме «Искупление Госты Берлинг».
Грета Гарбо появилась в Америке в 1925 году, покорив американских зрителей своей первой ролью в немом фильме «Поток». Через два года она уже считалась суперзвездой. Голливудский режиссер Джордж Кукор рассказывал: «Она могла позволить публике знать все ее мысли и не старалась при этом их приукрашивать».
Грета была шатенкой с серо-зелеными глазами и неистребимым шведским акцентом. Приход эры звукового кино серьезно обеспокоил Гарбо. Примет ли американская аудитория ее акцент? В 1930 году актриса снялась в своем первом звуковом фильме «Анна Кристи». С этого времени ее стали звать «шведский сфинкс», потому что после выхода на экраны фильма «Анна Кристи» Грета стала окружать себя ореолом тайны.
Гарбо никогда не была замужем, но имела много любовных романов. Один из ее любовников, польский поэт А. Гронович, рассказывал о странных постельных шалостях великой актрисы: однажды, лишь только он принялся ее ласкать, прекрасная шведка вдруг выскочила из постели и стала делать танцевальные движения, напевая при этом народную скандинавскую песенку.
Когда ее озадаченный друг спросил, что она делает, Гарбо объяснила, что это испытанный и проверенный способ, чтобы не забеременеть. Именно им пользовалась ее мать, и он обязательно должен помочь и ей.
В 1941 году, когда Грете Гарбо было всего тридцать пять - отличный возраст для дальнейшей карьеры, - она перестала сниматься. В фильмах она всегда играла таинственных женщин. Теперь актриса начала играть свою роль в жизни.
Загадочная и таинственная, Грета Гарбо всегда с презрением относилась к обожавшей ее публике. Может, это презрение и вынудило актрису жить затворницей. Ее квартиру, обставленную в шведском стиле, без излишеств, украшали лишь несколько полотен кисти Ренуара и Модильяни.
Дважды в неделю Грету посещала уборщица, все остальное время она была одна, как того и хотела. До самой своей смерти в 1990 году.