В отношениях между продавцом
и покупателем обе стороны обладают одинаковыми правами. Только вот покупатель
зачастую об этом забывает. И в равноправных, казалось бы, отношениях остается
беззащитным. Иначе не появилось бы такое понятие как защита прав потребителя.
Как показывает практика, чаще всего проблемы у потребителей возникают при
покупке бытовой техники: телевизоров, холодильников, газовых плит, стиральных
машин.
Радуясь покупке, человек
порой забывает про сопровождающие товар документы. А продавец не торопится
напомнить ему об этом. Ведь без документов невозможно вернуть покупку обратно в
случае обнаружения брака. Помимо чека, выданного магазином, в коробку с
чайником, пылесосом и другими товарами должна быть вложена инструкция на
русском языке и паспорт товара. Если переведенной инструкции нет, возникает
вопрос, адаптирована ли эта техника к нашим условиям.
- Бывают случаи, когда люди
покупают, например, компьютер, приносят домой и не могут подключить, обращаются
в магазин, а им заявляют, что дефект появился из-за неправильной эксплуатации.
Хотя здесь вина магазина очевидна, - говорит ведущий специалист департамента
потребительского рынка и услуг населению по защите прав потребителей Любовь Каминская. Стоит серьезно отнестись и к установке
стиральной машины или газовой плиты. Если есть возможность, то лучше отдать эту
обязанность на "откуп" магазину или специализированной газовой службе.
Работники службы должны сделать отметку в паспорте прибора, о том, когда и кто
сделал установку. Если человек установил стиральную машину сам, и уже в
процессе эксплуатации выявился дефект, то установить виновника практически
невозможно. Такое дело вряд ли будет выиграно покупателем.
К покупке обязательно должен
прилагаться гарантийный талон. В нем прописывается, что, когда и где
приобретено, по какой цене и каков гарантийный срок. Если товар гарантии не
подлежит, это также должно быть зафиксировано.
- Многие люди не обращают на
это внимания, - говорит Любовь Каминская. - Был
случай, покупатель пришел к нам, а в талоне не было отметки, где и когда куплен
товар. В этом случае невозможно предъявить претензии магазину.
В последнее время стала
распространенной практика покупки товаров в кредит. Чаще люди покупают в кредит
через банк и больше обращают внимание именно на банковские документы, забывая о
сопроводительных бумагах к самой покупке.
- Например, человек купил
телевизор в кредит, выплатил 2-3 взноса, обнаружил брак в покупке и начинает
теряться, думая о том, можно ли расторгнуть договор, поскольку в сделку
вовлекаются еще и банковские структуры, - делится опытом Любовь Каминская. - По закону он также имеет право на расторжение
договора купли-продажи с возвратом денег, на обмен, в случае если обнаружился
сложный дефект.
Наверняка некоторые кстовчане сталкивались и с такой ситуацией: обнаружился в
товаре брак, а продавец отправляет покупателя в сервисный центр.
- Это неправильно. Вы купили
товар у продавца, и он несет перед вами ответственность. Он сам обязан
связаться с сервисным центром, - комментирует Любовь Каминская.
- Кроме того, если покупка весит больше пяти килограммов, добросовестный
магазин сам отправит товар на экспертизу. Но лучше сразу обратиться к нам.
Кроме того, закон устанавливает точные сроки на обмен товара - семь дней. В
10-дневный срок магазин обязан вернуть деньги за некачественную покупку, а
ремонт вообще произвести незамедлительно.
Нередко решить дела
полюбовно с магазином не удается. Тогда выход один - обращаться в суд. Кстати,
исковые заявления по защите прав потребителей бесплатные, на них госпошлина не распространяется. Приятно отметить, что на
счету отдела защиты прав потребителей выигранных дел в пользу потребителя
значительно больше.
Там, где идет
строительство... а может, не идет? Нередка ситуация, когда человек подписал
договор о строительстве жилья, заплатил деньги и ждет, когда же начнут расти
стены его будущего дома. А строительство замерло и не двигается с мертвой
точки. Немало таких "обиженных" строителями кстовчан
обращаются за защитой своих прав.
- Этот вопрос становится
очень актуальным, потому что здесь фигурируют весьма крупные суммы. Самое
распространенное нарушение - не исполнение сроков строительства, - говорит
Любовь Каминская. - Такие дела также передаются в
суд. Надо отметить, что зачастую договоры ущемляют интересы потребителя, При
заключении договоров о строительстве, об инвестировании, о долевом участии
важно обращать внимание на то, с кем человек заключает договор. Что он получит
в ходе выполнения этого договора, в какие сроки, что грозит участникам в случае
невыполнения своих обязанностей, важно уделить внимание реквизитам той стороны,
с которой заключается договор. Также в договоре должно быть оговорено, будет
меняться ставка оплаты за квадратный метр жилья или нет, и при каких условиях.
Телефон ты мой мобильный.
Практически каждый день несут в защиту прав потребителей мобильные телефоны.
Главная трудность в том, что независимую экспертизу для установления виновника
проявившегося дефекта провести практически негде. Виноватыми в случаях с
мобильными телефонами бывают одинаково как продавцы, так и покупатели.
Потребители мобильников - чаще всего молодые
люди. Нередко они относятся к телефонам
безответственно, а потом пытаются взвалить вину на продавца. Но и
недобросовестных продавцов тоже немало.
- У нас было два случая,
когда в телефоны при замене поставили аккумуляторы, не подходящие к этим
моделям. В результате люди лишились средств связи. То есть продавец дал
потребителю недостоверную информацию, - говорит Любовь Каминская.
У потребителей есть шансы
отстоять свои права, даже если магазин, в котором был приобретен некачественный
товар, съехал с прежнего "места жительства". Но только в том случае, если в
магазине получены соответствующие документы на товар.
- Если есть штамп, в котором
указано, когда и кем выдано свидетельство предпринимателю, можно сделать запрос
и узнать его домашний адрес, а потом разбираться с ним в судебном порядке, -
сказала Любовь Каминская.