Когда приходит время ехать в церковь, машины уже должны ждать у подъезда. В первый автомобиль садится мать невесты. Обычно она едет одна, либо берет с собой своих младших детей, а иногда одну или двух подружек невесты. В любом случае ей следует оставить место для мужа, который будет возвращаться после церемонии вместе с ней. Свидетельница, подружки невесты и девочки, которые несут цветы, следуют за ними в остальных машинах, количество которых определяется числом участников церемонии.
Автомобиль невесты уезжает в церковь последним с тем, чтобы прибыть точно за одну-две минуты до начала церемонии. Ее сопровождает только отец. Машина, в которой невеста подъезжает к церкви, стоит у входа в ожидании, пока новобрачная вместе с мужем, сопровождающим ее вместо отца после церемонии, отправится на свадебный прием. Если для проезда свадебного кортежа не были арендованы лимузины, роль водителей могут исполнить близкие друзья семьи.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ЦЕРКВИ
За час или за сорок пять минут до начала церемонии в церковь приезжают шаферы, которые уже переоделись для церемонии дома или там, где они остановились, если приехали издалека. Старший шафер следит за тем, чтобы все были готовы вовремя. Бутоньерки, присланные женихом, ждут их в вестибюле церкви, если только свидетель со стороны жениха не передал эти аксессуары заранее. Каждый шафер кладет бутоньерку на свои перчатки.
В том случае, если приглашено так много народа, что есть необходимость использовать боковые проходы, те шаферы, которые лучше знакомы с членами семей жениха и невесты и их друзьями, занимают места у центрального прохода.
Раньше традиция требовала, чтобы родители жениха и невесты входили в церковь и сразу же шли по проходу между скамей к своим местам. Тем не менее, на последних свадьбах, куда приглашали нас с мужем, родители жениха стояли перед входом в церковь, приветствовали подъезжавших гостей и оживленно с ними беседовали. Такое нарушение ими традиции было особенно высоко оценено друзьями отца и матери жениха, приехавшими из того города, где жила его семья, поскольку они практически не были знакомы ни с кем из гостей, приглашенных родителями невесты. Дружеская атмосфера, царившая на свадьбе, произвела на нас с мужем настолько приятное впечатление, что мы решили поступить так же на свадьбе своего сына. Нам было очень приятно видеть радость, появлявшуюся на лицах наших друзей, как только они замечали нас у входа в церковь. И это неудивительно, поскольку они подъезжали к совершенно незнакомой церкви (некоторые из них даже не были уверены в том, что это именно нужная им церковь), у входа в которую собралось много людей, и им было особенно приятно, когда среди этой толпы они замечали нас. Поэтому я настоятельно рекомендую родителям жениха следовать этому примеру.
Зарезервированные места
Родители невесты всегда сидят в церкви в первом ряду слева, если смотреть от алтаря; родители жениха - в первом ряду справа. Когда в церкви к алтарю ведут два прохода между скамьями, родители невесты располагаются слева от правого прохода, а родители жениха - справа от левого прохода, так, чтобы и те, и другие занимали центральную часть первой перед алтарем скамьи.
Следующие за первым рядом скамьи по обе стороны от прохода резервируются для родственников жениха и невесты. Гостям, которые должны будут здесь сидеть, передаются или высылаются карточки с указанием рядов. Эти карточки в церкви должны быть переданы шаферам, поскольку в противном случае есть вероятность, что те не смогут узнать всех родственников жениха и невесты и правильно их рассадить. Иногда такие карточки не рассылаются. Шаферы получают списки гостей, которых следует рассаживать в первых рядах, а родственники, перечисленные в списках, войдя в церковь, должны обратиться к одному из шаферов, который проводит гостей на предназначенные для них места. Иногда говорят, что эти гости сидят «до ленты». Раньше проход на зарезервированные места перекрывался лентой, и шаферы пропускали приглашенных гостей, поднимая ее с одной стороны. Однако теперь на скамьи для гостей принято класть с одного конца букеты цветов или белые банты, и проход при этом остается открытым. Ленты же разворачивают параллельно проходу и покрывают ближайшие к нему скамьи перед самым началом шествия свадебной процессии, причем ленты начинают разворачивать у последней скамьи, а заканчивают у первой из тех, что были зарезервированы. Сделать это поручают двум шаферам, в обязанности которых входит и свертывание лент после завершения свадебного обряда. Первыми к выходу направляются ближайшие родственники новобрачных, чтобы первыми из приглашенных приехать к месту приема, а остальные гости должны дождаться, пока ленты будут сняты.
В том случае, если представителей одного из семейств на церемонии ожидается существенно больше, чем другого, места на зарезервированных скамьях могут быть заранее между ними поделены. Так, например, для родственников невесты нужно зарезервировать семь рядов, а для родственников жениха - три (это нередко случается, когда они живут в разных районах страны и всем приехать бывает сложно). В таком случае шаферов следует предупредить о том, что тех гостей, места которых расположены после трех первых рядов, следует рассаживать равномерно с обеих сторон от центрального прохода.
Как рассаживать овдовевших родителей
Овдовевшим родителям жениха или невесты вовсе не обязательно сидеть в одиночестве во время торжественного бракосочетания их детей. » Если они этого хотят, конечно, такое право у них есть. Однако когда овдовевшие родители хотели бы прийти вместе со старым другом, с тем, с кем они регулярно встречаются, со своим новым избранником (избранницей), такого человека следует тоже пригласить на свадьбу, и если овдовевшие отец или мать жениха либо невесты выразят желание, предоставить ему место рядом с ними. Естественно, делается это лишь в том случае, когда ни жених, ни невеста не имеют против этого никаких возражений. Такой гость не будет принимать активного участия в свадебных торжествах, в частности, приветствовать гостей перед входом в дом, за исключением того случая, когда он или она собирается в ближайшее время вступить в брак с овдовевшей матерью или отцом одного из новобрачных и поддерживает с женихом или невестой самые теплые отношения. Тем не менее, овдовевший родитель может попросить, чтобы его подругу (или друга) посадили за стол, предназначенный для родителей. Если только жених или невеста не питают резко отрицательных чувств к спутнику (или спутнице) овдовевшей матери (или отца), а с их мнением в данном случае следует считаться в первую очередь - к человеку, с которым пришел один из овдовевших родителей, нужно относиться так же, как к почетному гостю.
Как рассаживать разведенных родителей, если отношения между разведенными родителями дружеские
Очевидно, что для детей лучше, когда разведенные родители поддерживают между собой дружеские отношения, чем когда они находятся в постоянной ссоре. Поэтому большинство разведенных супругов стремится к тому, чтобы сохранять, по крайней мере, видимость нормальных отношений. Если дело обстоит именно так, на свадебную церемонию и прием следует пригласить не только разведенных родителей жениха или невесты, но и их супругов в том случае, когда один или оба из них вступили во второй брак.
Мать и отчим невесты занимают места в первом ряду с левой стороны от прохода. Если мать невесты имеет детей от второго брака, они вместе с детьми отчима от первого брака занимают скамью во втором ряду. Дедушка и бабушка невесты, ее дяди и тети по материнской линии садятся за ними. Отец невесты, подведя ее к алтарю, проходит к следующей скамье, на которой расположились его жена, их дети и другие родственники по отцовской линии невесты. Родители жениха и их новые супруги рассаживаются в таком же порядке на скамьях по правую руку от алтаря.
Если отношения между разведенными родителями напряженные
Пожалуй, самой горькой и сложной из всего, что имеет отношение к этикету, является ситуация, связанная со свадьбой дочери разведенных родителей, которые никак не могут найти между собой общий язык. Такое положение лишь усугубляется, когда невеста любит отца и членов его семьи так же сильно, как мать и ее близких, поскольку в большинстве случаев - если только она всегда не жила с отцом - свадьбу организует ее мать.
Отец отвозит дочь в церковь на свадебную церемонию, сопровождает ее в составе свадебной процессии к алтарю по проходу между скамьями и принимает участие в проведении свадебной церемонии. Выдав дочь замуж, он занимает место на скамье, стоящей сразу же после той, на которой сидит мать невесты. Если невеста захочет, там же может сесть и его новая жена, однако когда отношения сложились весьма напряженные, мачеха невесты садится дальше, на одном из задних рядов вместе с кем-нибудь из своих друзей или родственников. В том случае, когда отношения между родителями невесты просто враждебные, отец может вообще не увидеть свою дочь в день ее свадьбы, поскольку откажется от приглашения на прием, чтобы избежать возможных неприятных последствий. Если же ему выслано приглашение, он и его бывшая супруга должны постараться сделать над собой усилие и «зарыть топор войны» в этот памятный день для того, чтобы он прошел для их дочери как можно более радостно и торжественно.
Когда свадьбу организует отец невесты
При живой матери невесты свадьбу организуют ее отец и мачеха обычно в том случае, если после развода родителей невеста сама решила жить не с матерью, а вместе с отцом и его семьей.
В том случае, когда она поддерживает с матерью хорошие отношения, та может во время церемонии сидеть в первом ряду. Если она вновь вышла замуж, и отношения невесты с отчимом дружеские, он также может расположиться вместе с ее матерью в первом ряду, однако если отношения между ними напряженные, ему лучше сидеть ближе к выходу из церкви. Отец невесты, выдав дочь замуж, проходит на второй ряд и занимает там место рядом со своей новой женой и их детьми. Однако когда невесту с детства воспитывала мачеха, а контакты ее с матерью были весьма ограниченными, в первом ряду следует сидеть ее отцу с мачехой.
Прибытие гостей в церковь
К местам в церкви гостей провожают шаферы. Каждый из них, встретив даму, предлагает ей взять его под правую руку, вне зависимости от того, знаком он с ней лично или нет. Если в вестибюле скопилось много народа, и одновременно приехали несколько женщин, он предлагает руку старшей даме, а остальных приглашает следовать за ними. Однако чаще он просит их подождать его возвращения или другого шафера.
Мужчинам шафер руку не предлагает, если только приехавший гость не настолько стар, что ему требуется помощь. Когда пожилого мужчину сопровождает более молодой, последний провожает первого и садится вместе с ним на отведенные им места. Сейчас все чаще можно услышать разговоры о том, что не следует шаферам сопровождать прибывающих на свадьбу дам, в то время как их мужья идут за ними следом в качестве пресловутого «пятого колеса от телеги». Если кому-то такой обычай не по душе, шафер может следовать впереди супружеской пары, провожая супругов к отведенным для них местам. Лично я вполне разделяю такие взгляды. Думаю, что самой атмосфере такого события, как свадебная церемония, гораздо более соответствует порядок, при котором мужья проходят к своим местам вместе с женами.
Если вам хочется, чтобы свадебная церемония во всем строго соответствовала традициям, попросите шаферов предлагать руку замужним дамам. Однако если вы предпочтете традициям доводы здравого смысла, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы предложить шаферам провожать на места супругов так же, как это делается во время воскресной службы. Вместо того чтобы предлагать руку супруге, шафер может просто обратиться к прибывшим мужу и жене со словами: «Будьте любезны, следуйте за мной».
Тех гостей, которых шаферы не узнали, или общих друзей жениха и невесты они могут спросить, на какой стороне они хотели бы сидеть: справа - на стороне жениха или слева - на стороне невесты. Если же от шафера такого вопроса не последовало, гостья сама может сказать: «Я - подруга Мэри, можно мне сесть на стороне невесты?»
В соответствии с тем, как бывают приблизительно поровну разделены передние ряды скамей, следует разделить и остальные места. Нет печальнее зрелища, чем целиком заполненная гостями сторона невесты и почти пустая сторона жениха, со скамьями, занятыми лишь несколькими приглашенными.
После того как передние ряды стороны невесты заполнены гостями, шаферы могут предлагать прибывающим гостям рассаживаться на стороне жениха, если там много свободных мест.
Когда шафер полагает, что гостью следует проводить на передние ряды, несмотря на то, что пригласительную карточку ему не показали, он может спросить: «У вас есть приглашение?» Если такая карточка есть, шафер провожает ее до того места, на котором ей положено сидеть. В противном случае он спрашивает гостью, где она хочет сидеть - со стороны жениха или невесты, - и провожает ее к лучшему месту на незарезервированных рядах.
Шаферам совсем не обязательно провожать гостей к их местам в полном молчании. Вполне уместны отдельные реплики, которые совсем не обязательно произносить шепотом - можно и нужно говорить обычным голосом. Шаферам следует держаться естественно, но с достоинством и спокойствием, подобающими атмосфере церкви. Не нужно суетливо бегать взад-вперед по проходу между скамьями, однако делать свое дело шаферы должны умело и быстро, чтобы рассадить всех приглашенных как можно скорее.
Те гости, которым не были разосланы приглашения с указанием рядов, где им следует сидеть, должны приехать заблаговременно, чтобы сесть на те ряды, откуда им лучше будут видны все детали церемонии. При этом предпочтительнее садиться на те места, которые расположены ближе к проходу. По мере прибытия остальных гостей их можно пропускать на те места, которые остаются дальше от прохода. Пересаживаться самим, чтобы уступать другим более удобные места, занятые вами заранее, вовсе не обязательно.
Церковь с двумя проходами между скамей
В церкви с двумя главными проходами между скамей гости рассаживаются, принимая в расчет эти проходы, а не все пространство храма. На места, расположенные по обе стороны от правого прохода, рассаживаются гости семьи невесты, от левого - гости со стороны жениха.
Матери невесты положено сидеть в переднем ряду слева от правого прохода, точно так же, как она сидела бы в церкви с одним проходом между скамьями, расположенным по центру. С противоположной стороны центральной части передней скамьи, справа от левого прохода, располагается мать жениха.
Свадебная процессия шествует к алтарю по правому проходу (проходу невесты), поскольку присутствующие, естественно, повернут голову направо, чтобы наблюдать за тем, как молодые и их свита движутся к алтарю, а не налево. После завершения церемонии новобрачные и их спутники покидают церковь по левому проходу (проходу жениха). Такое распределение мест в церкви с двумя проходами к алтарю определяется тем, что на центральной части передней скамьи принято рассаживать ближайших родственников молодых. Если проходы жениха и невесты поменять местами, матери невесты пришлось бы сидеть на боковой скамье, а не на центральной.
Однако когда церковь очень большая, а гостей сравнительно немного, во время церемонии можно использовать только правый проход. В этом случае семья невесты занимает передние скамьи слева от прохода, семья жениха справа от прохода, а сама церемония проводится там, где левый проход подходит к алтарю.
В последние минуты перед церемонией бракосочетания
Ожидание жениха
На христианской церемонии бракосочетания жених вместе со свидетелем прибывают в церковь за пятнадцать минут до срока проведения церемонии и проходят в здание церкви через боковую дверь. Они остаются в ризнице или кабинете священника, где ожидают приезда невесты. Как только она прибудет, им сообщает об этом церковный служитель или один из шаферов. Потом они ждут еще какое-то время, после чего следуют за священником к тому месту, где будет проводиться церемония.
Накануне бракосочетания по иудаистскому обряду невеста (а иногда и жених) принимают гостей в специальном помещении, отведенном для этого в синагоге.
Последние пять минут
Мать и отец жениха входят в церковь за пять-десять минут до начала церемонии. Когда подъезжает мать невесты, один из шаферов спешит сообщить об этом жениху, поскольку вскоре должны приехать невеста и ее отец. Дедушек и бабушек, а также братьев и сестер жениха и невесты, которые не участвуют в свадебной церемонии, шаферы провожают к их местам в передних рядах. После этого никто не рассаживается за исключением родителей жениха и невесты.
Мать жениха проходит к своему месту между скамей в сопровождении старшего шафера, держа его под руку, и занимает свое место справа от прохода в первом ряду. Отец жениха в одиночестве движется за ними к своему месту. Либо, как уже отмечалось выше, муж и жена следуют вместе за старшим шафером. Тот же шафер, либо брат или двоюродный брат невесты сопровождает ее мать к оставленному для нее месту в первом ряду слева. В том случае, если у невесты есть отчим, который не будет принимать участия в свадебной церемонии, он идет за своей супругой, сопровождаемой шафером, так же, как отец жениха.
Если мать невесты неловко чувствует себя, сидя в одиночестве на передней скамье в ожидании мужа, который должен к ней присоединиться после того, как выдаст дочь замуж, она может попросить своих родителей или кого-то из ближайших родственников составить ей компанию. Шаферы проводят их на первый ряд непосредственно перед приходом матери жениха.
Если у невесты или жениха нет родителей, передняя скамья может быть предоставлена их ближайшим родственникам - дедушке и бабушке или дяде и тете. В том случае, когда невеста - сирота, она может выбрать себе посаженных родителей. Обычно эту роль играют люди, которые берут на себя организацию свадебного приема. В любом случае, их провожают на первый ряд последними, поскольку они выступают в качестве родителей невесты.
Если перед шествием свадебной процессии к алтарю в проходе между скамьями будет постелен ковер или ковровая дорожка, они заранее должны быть сложены так, чтобы два шафера могли быстро расстелить их на полу. В самый последний момент перед началом шествия свадебной церемонии концы скамей, выходящих к центральному проходу, украшаются белыми лентами - от задней скамьи до первой из тех, которые были зарезервированы для гостей. Как только двое шаферов украсят проход белыми лентами, они возвращаются в вестибюль церкви, чтобы занять свои места в составе свадебной процессии. Когда они присоединятся к остальным спутникам жениха и невесты, раздаются торжественные звуки свадебной музыки.
Еще раз повторяем: после того как мать невесты заняла свое место в первом ряду, в церковный зал больше не допускается ни один человек. Кроме того, никто не может проходить по боковым проходам, когда мать невесты провожают к ее месту по центральному. Внимание собравшихся, прикованное к ней, когда она шествует к своему месту, не должны отвлекать опоздавшие гости, суетливо пробирающиеся на передние или центральные скамьи. Тот, кто по каким-то причинам задержался и не успел подъехать к началу церемонии, должен оставаться в вестибюле церкви или незаметно пройти на задние ряды.
Прибытие невесты
На безупречно организованной свадебной церемонии невеста прибывает в церковь ровно минуту спустя после объявленного в приглашениях времени, чтобы дать возможность опоздавшим занять свои места. Конечно, в наше время, когда на улицах - особенно в больших городах - порой бывают транспортные пробки, требовать от невесты такой точности было бы просто несправедливо. Тем не менее, в столь ответственной ситуации всегда лучше приехать на пять минут раньше, чем на пять минут опоздать. Если невеста прибыла в церковь чуть раньше указанного часа, она может подождать в вестибюле, либо в специально отведенном для этого помещении. К назначенному времени в вестибюле церкви формируется свадебная процессия, а жениху и священнику сообщают о том, что к проведению свадебного обряда все готово.