В Хакасии назревает скандал, подобный кремниевому. И пусть его масштабы пока еще далеки от памятных событий двухлетней давности, но активисты уверяют: они сделают все возможное, чтобы об их проблеме узнало как можно больше людей. Суть ее в том, что в километре от села Аршаново Алтайского района мало кому известное в республике ООО "Разрез Аршановский" планирует открыть угольный разрез. Но сельчане единогласно против появления на их территории промышленного гиганта.
Наши постоянные читатели прислали в редакцию письмо на трех страницах. По их информации, добывать ископаемое топливо планируют там, где люди уже не одно десятилетие пасут скот. В зону будущих масштабных раскопок, как считают жители, попадает местный совхоз и знаменитое за пределами региона урочище Сорокоозерки и Турпанье озеро. Народ пока массово не бунтует, но обещает – как только начнутся работы на участке, они поднимут волну протестов, возьмутся за вилы, топоры и перекроют дорогу.
Сказка ложь, да...
Село Аршаново, так же, как и близлежащие деревушки, расположено на больших залежах угля. Исторически сложилось так, что эти богатые на топливо земли используются исключительно как пастбища и сенокосные угодья. И там, где планируют начать добычу черного камня, крестьяне пасут коров, овец и лошадей. На этой же территории бродит крупный рогатый скот местного совхоза. Предприятие лишь недавно обрело инвестора, начало, как теперь принято говорить, подниматься с колен и построило современный молочный комплекс.
– Здесь под землей много угля. Бабушка рассказывала, что в послевоенные годы сюда приезжали геологи, – вводит в курс дела местный житель, фермер Денис Конгаров. – Они раскопали, посмотрели, закопали. Если начнут разрез копать, то деревня Шалгиново исчезнет. Она как раз на пути стоит. Да, санитарную зону один километр они выдержат. Да, пастбища исчезнут. Но сложности и проблемы начнутся в другом: это место находится в пойме реки Абакан. Их будет постоянно затапливать. В апреле на сходе выступал инженер. Он сказал, что в таких местах, как здесь, добывать уголь сложно. Точнее – это технически невозможно.
Местным жителям стало известно: ширина будущего разреза – около четырех километров, длина – 14, а глубина колеблется в районе 300 метров. Многие считают, что с карты Хакасии исчезнет не аал Шалгинов, а Аршаново и Хызыл Салда. Что касается деревни Сартыково, то людям придется либо уехать и бросить все нажитое непосильным трудом, либо учиться жить в пыли и антисанитарных условиях.
Как считает один из неравнодушных жителей Абакана, попросивший не упоминать его фамилию, с появлением этого угольного гиганта проблемы со Здоровьем будут и у жителей столицы Хакасии.
– Река Абакан – поилица города – также попадет в промзону аршановского разреза, – утверждает мужчина, ссылаясь на специалиста-геолога. – Сколько бы ни говорили о безопасности добычи угля открытым способом, но его пласты находятся в древней пойме Енисея, под грунтовыми водами. Именно они будут прибывать в карьер ежечасно. По расчетам специалистов, необходимо будет откачивать до трех тысяч кубометров воды в час. Куда будет откачиваться эта мертвая вода – никто не говорит. Единственное место слива – река Абакан. Получается, что с появлением разреза город лишится не только экологически чистой мясной и молочной продукции, но и получит угрозу остаться без питьевой воды.
По прогнозам противников потенциального промышленного гиганта, исчезнут уникальные природные места – урочище Сорокоозерки и Турпанье озеро, славящиеся не только обилием рыбы, но и водоплавающей птицей: утками и турпанами. Люди искренне верят, что правительство Хакасии поможет им решить проблему.
– Везде развивают рыбоводство. Может, и наши водоемы возьмут под свое крыло? – надеется жительница Аршаново Ольга.
Впрочем, ответа от властей: за строительство или против, сельчане так и не получили. Изначально чиновники уверяли, что не позволят появиться разрезу близ деревушки. Но сейчас они почему-то ушли в глухую оборону и предпочитают не касаться этой темы.
– Все, кому бы на каком уровне я не задавала вопрос, никто ничего не может мне ответить. Видимо, там крутятся больше деньги, – предполагает депутат райсовета Вера Ефимовна Конгарова.
– Глава Алтайского района Владимир Пономаренко заверил, что никакого разреза здесь не будет, – говорит Денис. – Идет война, никто ничего не знает. Мы сами по крупицам "копаем" информацию. Какой-то кемеровский институт делает документацию, проектную смету. Они планируют строить железнодорожный мост напротив Хызыл Салды через реку Абакан, чтобы вывозить уголь. Люди нашли пробную скважину. Все спрашивают – а почему вы против? Будут же рабочие места. А как они будут трудоустраивать, если специалистов в деревне нет. Чабанов будут переучивать? Им проще рабочих привозить.
Противостояние идет и между местными жителями. Многие продают за бесценок свои земельные паи.
– Когда совхоз развалился, землю делили по паям. Людям даже свидетельства выдавали. Многие сдали их назад, в аренду совхозу, а некоторые продали этим. Каждый пай – 15 га – за 15 тысяч рублей. Это копейки. Цена – миллион, как минимум, – считает Конгаров.
Не в курсе, что за промышленное предприятие собирается развернуться поблизости, и глава аршановского сельсовета Николай Танбаев:
– Знаем, что провели торги, выиграли лицензию. На сегодняшний день идут изыскательные работы – проверяют грунт. Знаем, где их офис в Абакане, кто генеральный директор. Вот, пожалуй, и все. С местными властями строительство разреза никак не согласовывается. У нас сложилось впечатление, что когда разыгрывался тендер, даже республика не знала. Виктор Михайлович спустя какое-то время выступил с критикой. Общественные слушания должны быть. Народ против! Представитель общества рассказывал нам сказки, как выяснилось теперь. Многое нам не договаривали: сначала рассказывали, что будут там овцеводством заниматься. Правда открылась позже. Мое отношение к происходящему? Я всем говорю: как чиновник – за, а как житель – против.
Полет фантазии?
Не выслушать другую сторону конфликта не мог, поэтому встретился в Абакане с техническим директором ООО "Разрез Аршановский" Борисом Исайченковым. Внимательно выслушав, представитель компании пояснил, почему угольный разрез появится именно в Алтайском районе:
– Еще в советское время на разведку этого месторождения были затрачены большие деньги. Выставить на аукцион недра решило государство. Его ООО выиграло еще 18 апреля этого года. Там появится не один разрез. В планах кирбинский и многие другие. Если говорить о пастбищах, то на том месте их нет. В настоящее время готовится акт выбора площадки. Соответствующие документы я уже отдал на утверждение главы администрации Алтайского района.
По словам Исайченкова, скупкой земельных паев они не занимаются, да и необходимости в этом пока нет. Сейчас на территории ведутся изыскания.
– Согласно официальному заключению центра гигиены и эпидемиологии Хакасии, аршановская вода превышает ПДК в 28-30 раз. Помимо всего прочего, там обнаружены масла, солярка, бензин. У них на той территории когда-то была заправка. Это все объясняет. Также почва засорена бензолами. Нам также нужно узнать, какой радиационный фон в том месте, – говорит Борис Иванович.
Согласно лицензионному соглашению, местное население будут трудоустраивать на разрез без проблем, кроме этого там будут обучать специалистов. А само предприятие выделит, как и прописано в проекте, 17 миллионов на социальные нужды села: ремонт дорог, развитие школы...
А что касается размеров промышленного предприятия, то руководство говорит совершенно о других цифрах: длина – шесть километров, ширина – два с половиной, а глубина – 150 метров. То есть ровно вполовину меньше тех данных, которыми оперируют сельчане.
– Мы ничего не скрываем. Директор – Юрий Бугаев. На данный момент я – его представитель. Вот доверенность. Он не местный и, кроме этого, он – временный директор, – объясняет технический начальник. – Когда начнется становление, будет назначено новое лицо. Кандидатура уже подобрана.
Прежде чем проект аршановского разреза отправится на главгосэкспертизу, в селе, районе и, если понадобится, республике пройдут общественные слушания. Представитель ООО не исключает: открытая добыча угля принесет негативные последствия. Но и на этот аргумент у него есть свой ответ:
– Все подобные моменты учтены в проекте. Будет предусмотрена и очистка воды, и рекультивация земли. С экологией сейчас все строго, потому в плане все расписано до деталей. Разрез также не затронет урочище Сорокоозерки. Об этом уже не раз говорили. Оно расположено в 15 километрах от предполагаемого места добычи угля, да и у нас продумано все, – отмечает Борис Исайченков. – А по поводу того, куда будут деваться грунтовые воды, вам сейчас никто не скажет. Разрабатывается проект, где будет предусмотрен комплекс дорогостоящих очистных сооружений. Грязную воду никто не позволит сбрасывать.
В общем, дирекция ООО "Разрез Аршановский" не видит причин для беспокойства. По их мнению, возможность серьезно заняться угледобычей на этой территории есть. А с населением общий язык будет найден. Каким образом – пока не понятно. К тому, что поднимется волна недовольства, представители компании готовы. "Это далеко не антикремниевое противостояние, поэтому мы должны справиться", – считает Борис Исайченков.
Сказано!
Виктор Рудских, заместитель главы администрации Алтайского района:
– Как ООО "Разрез Аршановский" будет вести диалог с народом, выкупать долевые земли – мы не знаем. Дело в том, что земля не вся муниципальная, а лишь малая часть. Все остальное – территории пайщиков и совхоза. На другие вопросы мы пока не готовы ответить.