VoIP (англ. Voice-over-IP — IP -телефония ) — система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP -сетям. Сигнал по каналу связи передается в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыточность, свойственную человеческой речи.
При разговоре, голосовые сигналы (слова, которые произносятся) преобразуются в сжатые пакеты данных. После, эти пакеты данных посылаются через Internet другой стороне. Когда пакеты данных достигают адресата, они декодируются в голосовые сигналы оригинала.
IP -телефония обеспечивает голосовую связь поверх сетей, использующих Интернет-протокол ( IP ). Технология позволяет объединить множество рассредоточенных объектов организации, включая мобильных работников, в единую конвергентную сеть.
IP -телефония позволяет достигнуть экономии затрат путем объединения функций голосовой связи и передачи данных в одну сеть, техническая поддержка которой может осуществляться централизовано, а также путем ликвидации расходов на междугороднюю и международную связь при звонках на удалённые объекты.
Принцип действия IP -телефонии – это конвертация голосовой связи в пакеты данных. Телефонные аппараты подключены к портам передачи данных IP -сети. При этом, телефонные функции могут с легкостью исполняться другим устройством, уже подключенным к сети. Такую функцию может выполнять ПК.
Телефония типа «клиент-сервер», LAN с функциями телефонии, чистая IP -телефония, конвергентная телефония и LAN -телефония – всё это термины, обозначающие одну и ту же базовую распределённую архитектуру IP -телефонии.
В противоположность известному подходу, когда отдельный многоканальный телефон размещается у ПК на каждом рабочем месте, IP -телефония использует программное обеспечение, устанавливаемое на ПК и выполняющее функции «программируемого» телефона. В отличие от телефонного оборудования, программное обеспечение можно легко модернизировать и усовершенствовать. При этом не возникает необходимости прерывать рабочий процесс, тратить средства на оборудование и даже подходить к каждому рабочему месту.
Концепция передачи голоса поверх сети данных весьма многообещающа для компаний, которые поддерживают интранет-связь со всеми отделениями и одновременно платят за использование контуров голосовой связи АТС в таких отделениях. Экономия затрат сама по себе является привлекательным фактором, а параметры безопасности, надежности и качества связи несомненно подвигнут менеджеров сетей сделать выбор в пользу IP -телефонии.
Типы IP -телефонии. Способы ведения разговоров можно разделить на несколько типов:
Компьютер-Телефон – При этом способе абонентам нужно иметь с одной стороны компьютер со звуковой картой и подключенными к ней динамиками или наушниками и микрофон (также может быть использован IP- телефон) и с другой стороны самый обычный телефон, подключенный к телефонной линиии.
Компьютер-Компьютер – При этом способе абонентам нужно иметь с обоих сторон компьютер со звуковой картой и подключенными к ней динамиками или наушниками и микрофон (также может быть испольхован IP- телефон). Это самый простой и дешевый способ интернет телефонии, т. к. затраты обоих собеседников сводятся к стоимости их интернет соединения.
Телефон -Телефон – При этом способе одному из абонентов придется воспользоваться одной из многочисленных компаний, предоставляющих услуги IP- телефонии а с другой стороны самый обычный телефон, подключенный к телефонной линиии.