«Если предприятие не строит планы на перспективу, я считаю, что такое предприятие уже умерло»
Торговая сеть магазинов «Азовский» появилась одной из первых в городе из современных сетей. И на сегодня остается единственной из наших местных, работающих в Бердянске. Остальные все относятся к крупным национальным сетям. Это торговые гиганты, с которыми, казалось бы, сложно конкурировать.
Владельцы торговой сети «Азовский» Виталий Байдала (слева) со своей сестрой Еленой (справа)
И тем не менее магазины под торговой маркой «Азовский» сохраняют своих клиентов, а их владельцы, бердянские предприниматели Виталий Байдала и его сестра Елена, строят планы на будущее и думают о дальнейшем развитии в интересах покупателей.
Когда при встрече Виталий Вячеславович рассказал мне о намеченном расширении, я, признаться, удивился. Город все глубже погрязает в кризис. Идут разговоры о сворачивании представительств некоторых крупных торговых сетей, а нашего бердянского предпринимателя не пугает ни острая конкуренция, ни экономические трудности.
– Нет, кризис, безусловно, мешает и отражается на работе, – отметил предприниматель. – Но все равно нельзя не думать о будущем. Если предприятие даже в трудный для себя период не строит планы на перспективу, я считаю, что такое предприятие уже мертво. Поэтому я стараюсь смотреть в будущее и надеяться на лучшее. Надежда – она ж умирает самой последней. И до тех пор, пока она жива, нужно стремиться к ее воплощению в жизнь.
– Если не секрет, что планируется – новый магазин?
– Расширение существующего. В торговой сети магазинов «Азовский» два одноименных магазина (один по улица К. Маркса, а второй на Мазина) и два под своими названиями – это «Лира» (в самом начале улица Мазина – рядом с Приморской площадью) и «Соломия» на улица Горького. Последние два мы с сестрой принципиально не стали переименовывать, потому что магазин – это где-то как корабль. Дано одно название – и навсегда. Но все они являются частями одной сети. Так вот, серьезная реконструкция планируется в магазине «Азовский» по улица К. Маркса. Помимо увеличения торговых площадей, здесь будут изменены принципы обслуживания покупателей. После реконструкции «Азовский» на улица К. Марска будет таким же, как «Азовский» на улица Мазина. То есть это будет привычный супермаркет с самообслуживанием, когда покупатель возьмет тележку или корзину и пойдет с ней по отделам выбирать понравившиеся ему продукты.
– А как вам удается конкурировать с крупными торговыми сетями?
– У крупных сетей есть как свои плюсы, так и минусы. К минусам, к примеру, относится то, что там существует централизованный завоз – управление идет из Киева. А мы в этом вопросе более мобильны, гибче и быстрее реагируем на покупательский спрос.
Но это далеко не единственный фактор. Важной составляющей в конкуренции является цена. Скажу вам честно, это несправедливо, когда слышишь возмущение людей, сетующих на рост цен и обвиняющих в дороговизне магазины. На самом деле в торговле все борются не за повышение, а за понижение цены. И кому это удается, тот и остается на плаву. Правда в том, что цены зависят от поставщиков и производителей. Именно потому каждую неделю менеджеры нашей сети начинают с мониторинга цен на те или иные группы товаров. Мы стараемся убедить поставщиков в том, что чем ниже цена, тем выше оборот и тем выгоднее работа. В частности, в ближайшее время у нас должна подешеветь молочная продукция одного из заводов. Мы будем продавать ее по цене производителя. Сейчас ведем переговоры.
– Это акция к новому году?
– Нет, речь идет о постоянной работе. Но мы стараемся привлекать и акционные товары со скидкой на какой-то период. Повторюсь, вся работа нацелена на уменьшение цены.
– А есть ли трудности с кадрами? Ведь не секрет, что так называемый бердянский торговый синдром в городе так и не удалось искоренить. Уже ни в одном большом городе нет того, чтобы покупателя не встречали с радостью, у нас же (я говорю в целом по городу) сплошь и рядом случается такое, что стоишь у пустого отдела, а на тебя никто не обращает внимания. В это же время в стороне продавцы ведут оживленную дискуссию, как будто бы тебя и нет…
– Кадровая проблема есть, и это надо признать. Культура обслуживания – это составная часть успешной конкуренции. И этому вопросу мы уделяем внимание постоянно. Первый рабочий день новой недели у нас всегда начинается с планерки, на которой главное внимание отводится этому вопросу. Жесткий контроль за санитарными нормами, за качеством продукции. И это, кстати, тоже одно из преимуществ местной торговой сети. Я значительную часть своих покупателей знаю как минимум в лицо. И я дорожу своей репутацией, потому что живу в этом городе и мне не все равно, что обо мне думают. А проблемы, конечно, есть. Работаем над тем, чтобы их было меньше… И, кстати, планируемый переход в «Азовском» по К. Маркса на самообслуживание – это тоже шаг в направлении решения данной проблемы.
– Справедливости ради, критикуя продавцов, нужно сказать и о том, что далеко не везде в нашем городе они работают в нормальных условиях. Тем более сегодня – в условиях кризиса…
– Кризис, конечно, принес свои проблемы. Но у нас пока не уволен ни один сотрудник. А всего у нас работает около 100 человек. Мы им обеспечиваем минимальный социальный пакет, работу в хороших условиях. В магазинах есть душевые. Хотелось бы, конечно, чтобы и зарплаты у людей были выше, и условия еще лучше. Тут же, вы прекрасно понимаете, пределов нет. Но приходится учитывать объективные реалии. А в целом об условиях работы, я считаю, красноречиво говорит такой факт: у нас нет текучести кадров.
– Виталий Вячеславович, Вы предприниматель с большим стажем, и предприниматель успешный, а благотворительностью занимаетесь?
– Да, я оказываю всестороннюю помощь. Но я не хочу об этом говорить, потому что, когда о благотворительности начинают рассказывать, – это уже не благотворительность а личный пиар, как сейчас модно говорить. А благотворительность – это нечто другое: это то, что идет от сердца и души…
– Бизнес обычно аполитичен. Лишь бы не мешали. А если бизнесмены и идут в политику, то обычно в таких случаях принято говорить о политике как о продолжении бизнеса. На этом принципе работает вся наша страна…
– Согласен, но только отчасти. Даже в украинской политике люди разные. Что касается меня, то я не политик, а предприниматель. Но я член Партии регионов. Никаких дивидендов мне это не давало и не дает, я регионал по убеждениям. Считаю, что программа этой политической силы способна вывести страну из кризиса и решает отнюдь не второстепенные языковые вопросы и вопросы культурных различий в нашей стране. Именно потому в свое время я и стал членом Партии регионов.
– А как Вы оцениваете складывающуюся в городе ситуацию?
– Конфликт и противостояние – это всегда плохо. И особенно в ситуации экономического кризиса. Но нам нужна не просто политическая стабильность, а компетентная власть. В принципе, я согласен с тем, что позицию многих предпринимателей можно охарактеризовать одной фразой: лишь бы не мешали. Но очень хочется и поддержки от власти. Ведь если будет эта поддержка, то и кризис будет преодолеваться легче. А в итоге выиграет не только бизнес, но и люди.
– Спасибо Вам за откровенные ответы, и пусть никакие проблемы не помешают вам реализовать свои планы. Пусть в Бердянске процветают именно наши местные производители и местные торговые сети…Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru