В Абазе сотрудник ФСБ из автомата ранил двух школьников.
Страшные дела творятся в Хакасии. Не успела общественность оклематься и забыть вопиющий случай гаражно-депутатской стрельбы по детям в Черногорске, как вот еще одно ЧП: в Абазе сотрудник ФСБ ранил из автомата двух школьников. Детям повезло: они отделались пороховыми ожогами разной степени тяжести. Подфартило (в некотором смысле) и мужчине – его автомат был заряжен так называемым "шумовым имитационным средством", проще говоря — холостыми патронами.
Но от этого родственникам пострадавших не легче. Они никак не могут понять: как их чада оказались там, где проходили учения? Почему территория была не оцеплена? И, в конце концов, как человек, который должен владеть оружием лучше, чем ложкой или вилкой, например, умудрился допустить такое?
Ответы на эти и еще многие другие вопросы в "городе короеда" пытался найти наш журналист.
Ради исключения
В обычном пятиэтажном доме в Абазе теперь проживает необычный 14-летний мальчик – Василий Чепкасов. Если недели четыре назад о его существовании знали всего несколько десятков человек, то теперь он известен на всю округу. Небывалая слава пришла к нему после того, как он "познакомился" с порохом из табельного оружия сотрудника Федеральной службы безопасности Хакасии.
Накануне важного для всех учеников страны дня он сам, того не подозревая, "вляпался" в совершенно неприятную для себя и родственников историю.
В тот день в городе царила непривычная суета. Несколько патрульных машин, десятки полицейских дежурили едва ли не на каждом перекрестке в районе здания администрации Абазы. Буквально в нескольких шагах от местного "белого дома", где заседают чиновники, находится Дом культуры. За несколько минут до "вооруженного" инцидента в клубе поздравляли школьников с окончанием учебного года, а также награждали наиболее отличившихся. Именно там вместе с друзьями был Василий.
Стоит заметить, бывший восьмиклассник среди своих сверстников ничем особым не выделяется: учится неплохо, занимается спортом, в свободное время катается на велосипеде и помогает по дому и на даче бабушке Галине Леонидовне Ильиченко, которая воспитывает его едва ли не с самого рождения. Если бы не она — наша встреча, скорее всего, не состоялась бы.
По правде говоря, подросток был не в восторге от того, что ему снова, раз, наверное, в пятидесятый, предстоит вспоминать те несколько минут ужаса. "Задрали!" – вот все его аргументы. Однако для "ШАНСА" он все же сделал исключение.
Террорист
террористу – рознь
Усевшись поудобнее на диване, Вася положил руки перед собой и принялся разглядывать (видимо, от смущения) "боевые" травмы на левой, менее поврежденной руке, которая усыпана множеством мелких черных точек. Некоторые из них особенно глубокие. Травма на правой руке до сих пор прячется от посторонних глаз под несколькими слоями бинтов.
– Я не помню, какое это число было, – немного волнуясь, мальчуган принялся отвечать на вопросы журналиста. – Даже не помню, как в больницу меня на "скорой" везли.
– Подождите, подождите, у меня все записано, – пришла на помощь бабушка. – Это было 24 мая.
– А ну да. На следующий день на каникулы распускали, – припомнил внук. – Было где-то пол-девятого вечера в районе ДК. Мы там сидели, потом он подошел.
– Как он выглядел?
– На голове очки, в простой куртке, джинсах, сумка на плече. Еще глаза, словно у наркомана. Зрачки вот такие большие.
– Да, да! Ненормальные глаза! Маленький, такой светленький, – добавила мама Василия Татьяна Пиминова.
– Его, по-моему, Валентином зовут. Или Виктором...
– Ничего не говорило о том, что он военный, полицейский или сотрудник ФСБ? Может, были какие-то детали?
– Мы заметили у него пистолет вот здесь, сбоку, на этой специальной... Как ее?
– Кобуре?
– Да. Он позже сказал, кто такой, удостоверение показал. Когда он появился, нас в тот момент около клуба не было. Мы ушли до стадиона, а на лавочке оставались сидеть девчонки. Когда вернулись, то увидели, что рядом с ними мужик какой-то, разговаривает по рации.
Посторонний тут же привлек внимание всех присутствующих. Хотя, по словам очевидцев, он добивался совсем обратного эффекта.
– Мы у него спросили, что он тут делает, он ответил: мы играем, – говорит Василий. – Тогда мы еще подумали: либо пьяный, либо еще что... Он нам рассказывал, что они уже суд захватили, на администрацию шли. Карту местности нам показывал, спрашивал, как ему лучше туда пройти, чтобы полиция не заметила.
Как выяснилось немного позже, в городке было людно неспроста. На центральной улице проходили учения по совместному плану министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и управления Федеральной службы судебных приставов. А привлекший внимание школьников мужчина, вместе со своим напарником, "играл" в этом постановочном ЧП роль отрицательного персонажа – террориста.
– Он по рации своему другу говорил: с первыми выстрелами пойдем. Потом он сказал нам: "Встаньте!". Нас человек шесть было. Вытащил автомат из простой сумки. Мы встали у него за спиной, а потом уже... Я не знаю, как так получилось... Как он потом говорил, у него что-то там зацепилось.
– Он целился в вас?
– Не знаю...
Есть еще порох
в... руках!
Как автомат мог выстрелить случайно, ни мы, ни сотрудники других местных силовых организаций (назовем их так), к которым мы обращались за консультацией, не поняли. По словам тех, кто ежедневно имеет дело с оружием, просто так оно выстрелить не могло. В свободное от "работы" время оно должно находиться на предохранителе. К тому же не ясно, как мужчина, вытаскивая из сумки оружие, умудрился дослать патрон в патронник. Ведь это можно сделать только в том случае, если приложить немалые усилия. Одного "зацепления" за сумку, по словам экспертов, будет мало. Здесь, как минимум, нужно совершить два действия. И, скорее всего, сотрудник нарушил требования правил безопасности при обращении с оружием.
Присутствующая несовершеннолетняя ребятня после выстрела пришла в ужас: у некоторых, особенно девочек, началась истерика, а кто-то был настолько шокирован, что даже не мог не то, что говорить, подняться с земли.
– У меня был испуг, – вспоминает Вася Чепкасов. – Я не чувствовал боли. Ухо заложено, ничего не слышал. Мне уже потом кто-то сказал: смотри, у тебя руки в крови. Я посмотрел и ужаснулся. На правой руке болячка где-то 9 на 20 сантиметров. Кроме меня еще одна девчонка пострадала.
К слову сказать, меньше всех из той компании повезло Анне Б. (имя изменено), у которой порохом не только прожгло кофточку (по другой информации – курточку), но и обожгло спину. Как говорят очевидцы, увидев ее травмы, стрелявший произнес: "С тобой все нормально будет. А за кофту (куртку) деньги я тебе верну". После этого он куда-то убежал, к тому же учения после случившегося, как отмечают очевидцы, никто не остановил. Второй раз дети увидели его уже в больнице. На травмы же Василия сотрудник изначально даже не обратил внимание.
Забегая вперед скажем — встретиться с девочкой и ее родственниками не получилось. В день, когда "ШАНС" был в Абазе, родители увезли ее в больницу в Абакан. По нашей информации, после инцидента потерпевшая — очень частый гость в лечебных учреждениях республики.
– У нее вся спина поражена. Бедняжка, – говорит Татьяна. – Я же сама в больнице работаю. Мне девчонки позвонили, сказали: "Васька твой здесь, приезжай". Я сначала даже подумала, что он кого-то застрелил. Ехала туда и думала: сейчас огребется. Смотрю, кофта прожженная чья-то лежит, их нигде нет. И тут ко мне мужик какой-то подходит, уже потом он сказал, что ФСБшник. Говорит: "Вы извините, так получилось случайно". Я, кстати, сразу обратила внимание: в журнале приема факт обращения написан как криминал. Ни о какой "бытовухе" здесь и речи не шло. У нас врачи это сразу определяют.
Мать Василия покаяния стрелка не слушала, не до этого было. Когда она узнала, что с сыном что-то не так, запаниковала. Оказывается, у мальчика с детства больное сердце. Уже на протяжении долгих лет он стоит на учете в больницах Абакана и Абазы, он, вместе с воспитывающей его бабушкой, не "вылазит" из лечебниц: ежегодные медосмотры, процедуры, уколы, таблетки, поездки в другие города. После случившегося они сразу записались в очередь на кардиограмму. А в "городке короеда" попасть на эту процедуру невероятно сложно. Кроме того, мальчуган теперь ежедневно ходит на перевязки. Руки потихоньку заживают, но шрамы, по мнению врачей, останутся на всю жизнь.
– Я побежала наверх, им рентген делали, – продолжила женщина. – Медсестра попросила подождать: их должен был хирург осмотреть. Мой-то делал вид, что все в порядке, "харахорился" перед девчушкой, а она такая потерянная сидела, не реагировала ни на что, на вопросы не отвечала.
– Еще когда мы были около ДК, она уже почему-то этого мужика боялась, тряслась вся, – сказал Вася.
– На следующий день прямо из школы мы его забрали и повезли в Таштып на судмедэкспертизу, – добавила Галина Ильиченко. – Из руки у него брали частицы пороха. Эксперт посмотрел через лупу и сказал, что он до сих пор там. Мы еще у него спросили, как нам быть? Нужно ли вымывать? А он ответил: "Сами выйдут".
Жалко мужика
Накануне нашей встречи Галина Леонидовна услышала, что дело хотят закрыть, и разнервничалась так, что артериальное давление дало о себе знать.
– Вы поймите правильно, – сетовала бабушка. – Просто так мы это оставить не можем. Вроде жалко этого мужика садить, но ответить за это он должен. У внука работа сердца 100 процентов нарушена. А у меня давление так скакало... Я никакая была! Я ночью пью валерианку и Васька со мной. Ладно руки сожгли, а если бы глаза?
– После этого мужик этот не объявлялся, даже не позвонил, не спросил, как сын себя чувствует. Хотя номер моего телефона у него есть, – добавила Татьяна.
Родственники мальчика настолько растеряны и шокированы случившимся, что даже не знают, как им правильно поступать в сложившейся ситуации. Ведь против такой властной структуры, как ФСБ, они считают, обычным людям без денег и высокопоставленых связей сложно и страшно противостоять.
– Дети боятся, внук об этом старается вообще не говорить. И правильно, мало ли какие абаканские бывают, – отмечает женщина.
– Раньше о Федеральной службе безопасности я слышал только хорошее. Сам хотел в полицию идти, но, когда вышел закон, передумал. Зачем мне это? – рассуждает парнишка. – Сильно жесткие требования для поступления стали. Всегда думал, что там работают такие накачанные дядьки...
– А сейчас твое мнение изменилось?
– Да какая разница! Один накосячил... И че?
Мистер икс
Через несколько дней после того, как мы побывали в семье потерпевшего, на имя матери Василия Татьяны пришло письмо за подписью начальника отдела полиции по городу Абаза, в котором сообщается, что по факту обращения мальчика за медицинской помощью проведена проверка и принято решение о направлении материала в следственный отдел по Таштыпскому району СУ СК при прокуратуре РФ по РХ, для рассмотрения и принятия решения по подследственности.
Кроме этого, было получено постановление о передаче этого сообщения в соответствующие органы.
В документе черным по-белому написана любопытная вещь: в ходе проведения учений неустановленным сотрудником ФСБ из табельного оружия путем выстрелов холостыми патронами были причинены телесные повреждения несовершеннолетнему Василию Чепкасову. "УФСБ по РХ предоставить данные о сотруднике отказалось. Таким образом, в действиях неустановленного сотрудника ФСБ, который, являясь должностным лицом, при ненадлежащем исполнении своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе причинил телесные повреждения н/летнего. В действиях сотрудника ФСБ усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ ("Халатность"".
В управлении ФСБ по РХ данный инцидент прокомментировать отказались, сославшись на то, что сейчас идет проверка.
Не сообщает никаких подробностей и полиция города.