Федеральная Антимонопольная Служба подготовила два законопроекта касательно конкретизации госконтроля над топливными тарифами. Один из законопроектов направлен на урегулирование ценообразования, а второй ориентирован на оборот нефтегазопродуктов.
Обсуждение законопроектов состоялось на заседании заместителя полпреда по Северо-Западному федеральному округу, Сергея Зимина, с представителями крупнейших нефтяных компаний. Проекты будут вынесены на рассмотрение во всех регионах с целью определения, может ли быть применено госрегулирование по этому вопросу.
Топливный рынок выведут на "чистую воду"
Представители ФАС обозначили суть своего своих законопроектов. Идея обоих проектов заключается в том, что топливный рынок должен стать прозрачным. Только тогда возможно урегулирование ценообразования и тарифов на топливо. Для этого необходимо разграничить топливные компании по видам деятельности.
Суть законопроекта по ценообразованию заключается в создании трех ценовых индикаторов для топлива: биржевых цен, цен по внебиржевым контрактам и цен на мировом рынке. Никаких других предпосылок для топливного ценообразования быть не может и не должно. Суть законопроекта об обороте нефтегазопродуктов сводится к обратному от мировых цен отсчету. Также второй законопроект должен ввести процедуру обязательных биржевых контрактов, которые станут гарантами справедливой стоимости топлива.
ФАС уже однажды выступала с инициативой дифференциации добычи и переработки нефтепродуктов. Она также предлагала выделить АЗС крупных топливных компаний в юридические лица. Такая структура позволила бы уравнять стоимость бензина на всех заправках.
"География" доходов российских топливных компаний
Не секрет, что основной доход российских крупных нефтяных компаний таких, как "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Газпром нефть" и прочих составляет экспорт продукции. Экспорт и реализация нефтепродуктов этих компаний на европейских рынках обеспечивают больше половины дохода. Соответственно, эти компании наименее зависимы от реализации топлива на внутреннем рынке. Получается, что при прекращении дотирования экспорта нефтепродуктов топливных компаний российским рынком, внутренние цены на бензин и топливо упадут на 15-35 процентов даже при существующем уровне налогообложения.
Но, как оказалось, не все так просто. Реальную помеху составляет нетбэк. Нетбэк - это выручка нефтяных компаний от реализации нефтепродуктов за вычетом налогов, экспортных пошлин и акцизов, а также расходов на переработку, транспортировку и реализацию нефти. При этом экспортные и внутренние налоги не дифференцируются, а выручка от реализации на внутреннем рынке должна равняться доходам от экспорта. Вот и получается, что стоимость литра бензина определяется мировыми ценами.
Правительство пытается регулировать нетбэк путем увеличения экспортной пошлины при росте мировых цен на нефть. По идее такая политика должна привести к снижению внутренних цен на топливо. Однако, все происходит с точностью до наоборот: внутренние цены на бензин продолжают расти.
Причины роста цен на бензин
Одной из причин является заинтересованность нефтяных компаний в максимизации нетбэка. Следовательно, такая политика убирает все ограничения для роста внутренних цен на бензин. Этим и объясняется непрозрачное ценообразование топливного рынка страны. Причина таких резких скачков цен на бензин кроется в глобальной проблеме отсутствия государственного контроля и рычагов управления в этой сфере.
В связи с этим решения правительства выглядят неэффективными. Вместо стратегии системных решений применяется тактика управления в ручном режиме. При этом происходит несоразмерность полномочий и ответственности. В результате все попытки снизить цены на бензин приводят к их увеличению. Как следствие мы имели топливный кризис весной нынешнего года.
Акцизы на бензин продолжат расти
Госдума приняла новые поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают повышение акцизов на бензин в следующем году и разграничивают ставки на топливо стандарта Евро-4 и Евро-5. Согласно поправкам в 2012 году рост акцизов на топливо будет равен 1,2 рубля с литра. Но такой рост будет наблюдаться лишь до июня 2012 года, а с июля ставки акцизов будут расти намного активнее.
Ранее ФАС выдвигала идею о дифференциации акцизов на топливо разных стандартов Евро. Это стимулировало бы нефтяные компании модернизировать свои заводы, а, соответственно, улучшить качество выпускаемого бензина, что в свою очередь способствовало более быстрому и безболезненному переходу на Евро-3, -4 и -5. Однако предложение не прошло и сроки перехода на эти стандарты топлива были сдвинуты на год.
Теперь же с принятием нового законопроекта в 2012 году ставка акциза на бензин Евро-2 увеличится на 300 рублей по отношению к Евро-3. Ставка акциза на топливо Евро-3 увеличится на 1060 рублей по отношению к Евро-4, а ставка Евро-4, в свою очередь, на 1679 рублей по сравнению с Евро-5. Эта тенденция будет прослеживаться на протяжении последующих 2013-14 годов.
По данным ФАС цены на бензин на внутреннем рынке в ноябре текущего года выросли более чем на 17 процентов по сравнению с этим же месяцем прошлого года. С начала года бензин подорожал на 14 процентов. Рост цен на топливо в октябре этого года был отмечен в 65 регионах страны. Самый большой рост среди них наблюдался в Ингушетии и Башкирии. В 11 регионах цены на бензин остались прежними, а в 7 областях наблюдалось незначительное снижение цен.
Поможет ли госконтроль урегулировать цены на топливо
Многие эксперты считают, что госконтроль не сможет снизить цены на топливо. Подобные попытки предпринимались неоднократно и ни разу не привели к желаемым результатам. Поэтому они не возлагают особых надежд и на этот раз. Тем более что некоторые министры считают цены на бензин вполне адекватными и не видят надобности в их снижении.
Тем не менее, эксперты ожидают топливного коллапса в стране. Напомним, что весной этого года страну уже накрывал бензиновый кризис, который сопровождался ростом цен и дефицитом топлива. В конце лета от аналитиков поступили прогнозы о предстоящем топливном коллапсе, который связан с модернизацией многих НПЗ. В ответ на это чиновники рапортовали, что запасы топлива нынешнего года в два раза превосходят объемы прошлого года. Поэтому ни о каком кризисе речи быть не может.
Однако, практика рисует другую картину. Перебои с поставками бензина на АЗС уже начались в Приморском крае, Хабаровской и Амурской областях. Многие АЗС закрылись из-за отсутствия бензина. Это связано с начавшейся модернизацией Хабаровского НПЗ. Как следствие, перебои могут затронуть и соседние регионы, а затем перекинуться и в другие области, в частности, в Архангельскую. Эксперты считают, что подобная ситуация может возникнуть в Центральном федеральном округе, так как часть расположенных там НПЗ уходят на реконструкцию. А в ноябре началась плановая модернизация Московского НПЗ.
Эксперты уверены, что повальная модернизация большей части НПЗ приведет не только к дефициту бензина, но и, как следствие, к росту его цен. Поэтому общественность сейчас больше волнует возникшая ситуация, нежели рычали госконтроля, которые в этой ситуации окажутся бездейственными. Сумеет ли госконтроль когда-либо совладать с нефтяными компаниями и убедить их в сдерживании роста цен, ответить, пожалуй, не сможет ни один эксперт, настолько непредсказуема эта ситуация.