То, что российская тяжелая ракета-носитель «Протон» безаварийно 19 августа вывела в космос спутник «Инмарсат-4F3, принадлежащей международной спутниковой системе связи, факт, безусловно, отрадный. Однако этот спутник, как и множество его соседей и последователей могут не дожить до окончания срока своего активного существования и пасть жертвой заполонившего околоземное пространство космического мусора.
Положение настолько серьезное, что НАСА и Европейское космическое агентство (ЕКА) в срочном порядке формируют специальную программу противодействия засорению космоса. В противном случае уже скоро безопасно размещать новые спутники будет попросту негде. По данным НАСА, сегодня на орбите находится около 13000 искусственных объектов. Большинство из них принадлежит двум мировым державам - России и США, и являются космическим мусором.
Что же на самом деле это такое? Мусор - вышедшие из строя спутники, верхние ступени и разгонные блоки ракет-носителей, сброшенные топливные баки, фрагменты разрушенных космических объектов. Кроме того, в космосе вращается множество всякой мелочи: пружины, гайки, болты и т. д. Так, со скоростью 28 тысяч км/ч космос «рассекают» рабочая перчатка и отвертка, упущенные американскими астронавтами во время полета одного из кораблей «Спейс Шаттл».
Собственно, скорость перемещения мусора на орбите и есть его главная опасность для действующих космических аппаратов. Скажем, частица в один сантиметр летит как минимум в 20 раз быстрее пули. Для спутника встретиться с ней – все равно, что столкнуться со средним автомобилем на скорости 80 км/ч.
По данным ЕКА, за время эксплуатации американских шаттлов зарегистрированы тысячи столкновений с частицами размером в 1 миллиметр и меньше. Это приводило к тому, что обшивка кораблей была испещрена выбоинами до сантиметра глубиной. 80 раз на шаттлах приходилось менять иллюминаторы. Огромную опасность космический мусор представляет для МКС. Станции приходится не реже раза в год совершать маневрирование, чтобы избежать столкновения с крупными объектами.
В наши дни угроза аварий по вине космического мусора высока из-за «перенаселенности» некоторых орбит. Слава Богу, в космосе пока отсутствуют госграницы. Однако стремление размещать спутники на самых «выгодных участках» привело к тому, что сегодня емкость наиболее удобных орбит уже практически исчерпана.
Наиболее острое положение сложилось на стационарной орбите, высота которой составляет 36000 км. Ее главное достоинство в том, что находящиеся на ней спутники неподвижны относительно земной поверхности. Таким образом, каждый аппарат все время «висит» над одной и той же точкой над Землей. Это и позволяет обеспечивать надежную связь и успешно вести дистанционное зондирование.
При тесноте на стационарной орбите возможен так называемый каскадный эффект, при котором происходит цепь столкновений, ведущая к множественному разрушению спутников и образованию еще большего количества космического мусора. Не случайно ООН уже объявила эту орбиту «ограниченным природным ресурсом», куда места выдаются строго по заявкам. Проблему «перенаселения» космоса на какое-то время можно было бы решить, согласись страны, ведущие активную космическую деятельность, подписать специальное соглашение, предусматривающее перемещение отработавших спутников на орбиту захоронения, расположенную на 300 км выше рабочей орбиты. На таких орбитах космический металлолом может существовать без всякого вреда сотни и сотни лет.
Однако сегодня только треть негодных аппаратов уводятся на более высокие орбиты. Дело в том, что для транспортировки спутника на орбиту захоронения нужно дополнительное топливо, а доставка каждого лишнего килограмма груза в космос, - это десятки тысяч долларов. Ясно, что никто не хочет нести лишних расходов.
Для низколетящих спутников необходимо, по мнению европейцев, предусмотреть процедуру принудительно сведения с орбиты. В таком случае фрагменты спутника войдут в плотные слои атмосферы и сгорят. Но и в данном случае без дополнительных расходов не обойтись.
По всей видимости, проблему мусора в космосе нужно решать, как и на Земле: не допускать ее возникновения.