В школьных учебниках истории до сих пор часто используется термин "половинчатая реформа". Это означает, что изначальный замысел реформы удалось реализовать не полностью, а лишь частично. По большому счету, едва ли не все нововведения в нашем Отечестве в той или иной степени можно назвать "половинчатыми". Похоже, такой обещает стать и новая система оплаты труда работникам образования, а конкретнее – школьным учителям.
Табу
Найти героя для публикации в учительской среде не так-то просто: у педагогов не принято "выносить сор из избы", и все, что на самом деле происходит в конкретной школе, может обсуждаться в сплетнях и пересудах, но никак не должно попасть в прессу. Отважиться на общение с журналистами без предварительного одобрения начальства, очевидно, может либо совсем отчаянный учитель, либо тот, кто уже нашел себе другое место работы.
Нам удалось встретиться с учителем иностранных языков одной из школ Абакана, но Виктория (назовем ее так) попросила не называть своего настоящего имени и номера школы.
– Не надо, а то у меня проблемы могут возникнуть, прежде всего, с администрацией школы. Уволить-то, конечно, не уволят, но "заклюют", это точно, – предупредила она нас.
"Получать стали
больше, но не мы!"
По словам Виктории, новая система оплаты труда радости не прибавила по двум причинам: во-первых, фактически заработная плата не выросла вообще, то есть ее, конечно, математически прибавили, но сумма почему-то осталась такой же, как, например и в прошлом году.
– Обещали прибавить зарплату на 30 процентов, а, например, мне прибавили на 7,5 процента, – рассказывает Виктория. – То есть нагрузка у меня сейчас 30 часов, и в прошлом году такая же была, и заработная плата тоже не изменилась, столько же я и получаю, сколько в прошлом году. Получается, видимо, урезали материальное стимулирование, чтобы все это компенсировать.
Вторая причина, почему новая система оплаты не вызвала бури восторга, а скорее наоборот, – это ее непрозрачность.
– Администрация школы что-то "мутит", то есть почему все стало так, как оно есть, никто толком сказать не может, – продолжает Виктория. – К примеру, я получаю надбавку как молодой специалист, но, выходит, ее мне и урезали, а везде говорят, что прибавили. Интересно получается. Может, кто-то и стал больше получать, но не мы!
Подмена понятий
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили заместителя министра образования и науки РХ Александра Матейко. По его убеждению, никто ничего не мутит, просто учителя часто путают понятия "фонд заработной платы" и "фактическая заработная плата".
– В Хакасии на 30 процентов повысился фонд заработной платы. С 1 июля – на 22 процента, с 1 сентября – на 8 процентов. Однако это не означает, к сожалению, что у каждого педагога зарплата выросла на 30 процентов, – разъясняет ситуацию Александр Матейко. – Дело в том, что повышение складывается из двух частей: это должностной оклад, на который накручиваются все квалификационные надбавки, как то: за категорию, за работу в нестандартных условиях, за проверку тетрадей, за классное руководство, и второе – это стимулирующая часть (о ней поговорим чуть позже – прим. ред.). Так вот, должностной оклад мы повысили гарантированно, сейчас он составляет 4633 рубля в Хакасии. А вот стимулирующие выплаты они у каждого разные, кто-то может их получать. А кто-то нет, ну значит, ему и так хорошо. Повторюсь, зарплата на 30 процентов у каждого учителя не выросла, это не так. Наверное, благодаря СМИ в том числе, многие оказались дезинформированы, поэтому проблемы и начались.
Что именно "мутит" администрация школы, в которой работает Виктория, Александр Матейко, естественно, не знает, однако заметил:
– Если кто-то чего-то недополучил, то тут речь идет тоже, скорее всего, о стимулирующей составляющей. И здесь необходимо каждый конкретный случай рассматривать отдельно. В принципе администрация школы не должна решать, кого и как стимулировать, это решают коллегиально сами учителя. Однако я не исключаю, что какое-то давление на педагогический состав администрация оказывать может, но она и до этого могла, в принципе.
Стимулировали,
стимулировали,
да не выстимулировали
Теперь в каждой школе существует так называемый "стимулирующий фонд". Что это означает? На каждую школу в отдельности выделяется определенное количество денег, пропорционально числу учеников. Соответственно, чем больше школа, тем больше денег. Деньги предназначены для того, чтобы поощрять педагогов за различные достижения: участие в профессиональных конкурсах, научных конференциях и прочих интересных, но доселе абсолютно неоплачиваемых мероприятиях.
Или, скажем, дети, которых педагог пестовал в течение нескольких лет, показали хорошие результаты на ЕГЭ. Материально стимулировать педагога – дело, надо сказать, благородное.
– Стимулирующий фонд – это возможность хоть как-то прибавить зарплату учителям при существующей системе. До этого была тарифная сетка, и такой возможности не было. Сейчас она есть, но тут уже все зависит от учителя, – говорит Александр Матейко.
Рассказать о том, как это выглядит глазами учителей, и заодно узнать, "а как там у них", мы попросили у педагога из Минусинска.
– У нас учителя заполняют так называемый "листок самооценки": то есть сами выделяют критерии, за которые их нужно поощрить. Потом им оценки выставляют руководители методических объединений, после чего листки сдаются комиссии, которая состоит из представителей администрации школы, – делится с нами Елена Николаевна, учитель истории из Минусинска. – Потом озвучивается сумма, которая есть в фонде. Она делится на общее количество баллов, которые учителя указали в листках, и получается "цена" одного балла. И затем, соответственно, высчитывают, сколько каждый учитель конкретно получил. В сентябре у нас вышло, что балл стоит 50 рублей, а в гороно сказали, что много – пусть 30 будет. Случается, что некоторые себе и по 200 баллов насчитывают, естественно, когда денег у гороно нету, им их урезают, в чем тогда смысл? Это первое. Кроме того, я, например, победила во всероссийском конкурсе в прошлом году. Так вот за него мне причитается 2 балла стимуляции! Согласитесь, тут не принципиально, 30 или 50 он будет стоить. Короче говоря, я отказалась все эти листки заполнять, это унизительно!
В общем, проходит стимуляция по принципу "бери сколько хочешь, правда, есть всего килограмм". В Абакане новую "стимулирующую систему" тоже восприняли неоднозначно.
– Мне вообще непонятно, почему учитель должен из штанов выпрыгивать за копейки. Работа учителя – это вести уроки, все! Что еще надо? За это должны платить, – рассуждает Виктория, учитель иностранных языков из Абакана. – Я понимаю, если бы стимулирующая часть зарплату в два раза увеличивала, но это же не так. Ясно одно, что стимулирующий фонд в учительской зарплате "погоды не делает". Кто-то в конкурсах участвует, деньги получает, а кто-то – нет. В общем, кого и на что эти деньги стимулируют, я не знаю. Много шуму из ничего.
Игорь ЧИГАРСКИХ
А вы об этом знали?
Говоря о надбавках, доплатах, материальном стимулировании и прочих приятных на слух вещах, мы забываем называть суммы, о которых идет речь.
Средняя зарплата учителя в Хакасии на сегодняшний день составляет 18149 рублей. При этом та же Виктория – учитель иностранных языков из Абакана – при нагрузке 30 часов (то есть по 6 уроков в день) получает 10 тысяч рублей. Выходит, зарплату Виктории повысили на 700-800 рублей. А учитель истории и обществознания из Минусинска Елена Николаевна получает 16 тысяч рублей за 27 часов в неделю и еще в два раза больше за ежедневные репетиторские занятия с 15 до 21 часа.
Возникает вопрос: а стоит ли вообще работать в школе? Дети, которые посещают частные занятия, сдают ЕГЭ и успешно поступают в вузы. Для того, чтобы дать необходимый объем знаний на уроках, как правило, не хватает времени, а после "повышений" зарплаты, очевидно, и желания. Получается, за издержки системы образования, и в том числе несовершенство оплаты труда, родители доплачивают из собственного кармана.
Хогвартс по-русски
В СИЗО скончался директор школы № 1308 Андрей Кудояров, обвиняемый в получении взятки.
История знакомая. Кудояров якобы вымогал с г-на Левина, бизнесмена, 300 тыс. рублей за поступление его сына в школу. Левин обратился к ментам, и те записали процесс вымогательства. Правда, собственно процесс на записи как раз отсутствует: Левин приносит 240 тыс. рублей наличными в кабинет, а Кудояров отправляет его со словами, что, мол, идите к охраннику, тот передаст деньги завхозу, а на эти деньги отремонтируют туалеты. Из форумов следует, что школа №1308: а) государственная, б) очень хорошая, в) с момента ее основания ее бессменным руководителем и вдохновителем был Андрей Кудояров. Фонд при школе был.
Я не особый сторонник тезиса "раз уморили, значит, не виноват". Здесь совсем другой случай, потому что Кудояров пал жертвой заведомого, отвратительного ханжества нашей образовательной системы.
На бюджетные деньги хорошей школы не создашь. Хорошие учителя за бюджетные деньги учить не будут. Значит, при школе должен быть фонд. Значит, деньгами из этого фонда будет распоряжаться директор. То есть директора школ поставлены перед простой дилеммой: если они хотят учить детей хорошо, они должны быть преступниками.
Вся эта история произрастает из заведомого ханжества и нонсенса.
Ханжество и нонсенс заключаются в том, что образование – это самое дорогое, что есть в жизни. Кроме разве что здоровья. За образование – в том числе среднее и даже прежде всего среднее – люди состоятельные (и не очень) готовы платить огромные деньги. А нам говорят: среднее образование для всех должно быть бесплатно. Вы мне скажете: бедные дети не смогут платить за образование! Это несправедливо!
А я отвечу вопросом на вопрос: а то, что богатые не платят за образование (теоретически), это справедливо? Те деньги, которые родители готовы заплатить за обучение своего ребенка, но легально не могут, они и платят нелегально. Зачем? Ради ханжества?
Отсутствие системы элитного среднего образования в стране – это все равно, как если бы в Хогвартс посылали учиться магглов. По причине всеобщего равенства. И так как магглов большинство, они бы быстро объяснили и волшебникам, и учителям, что только идиоты и чудики учатся колдовать, а правильно – это издеваться над учителями и нюхать клей.
Вы мне скажете с ужасом: неужели я требую системы элитного образования? Да, разумеется. Почему нет? Есть специализированные спортивные школы – и туда не возьмут детей с плохим здоровье м, специализированные музыкальные школы – и туда не возьмут детей без слуха (например, меня). Но когда речь идет о физике, математике, обо всем, что двигает цивилизацию вперед, – то таких школ или нет, или почти нет, или их существование как-то стыдливо замалчивается. Почему? Они должны быть. Если родители состоятельны, а ребенок подходит школе по уровню, он должен иметь возможность учиться в элитной школе за деньги. Если ребенок беден, но талантлив, он должен иметь публичную возможность получить стипендию на обучение – от государства или частных лиц. Помимо всего прочего, система "всеобщего" образования лишает талантливых, но бедных детей возможности попасть в элитную школу уже потому, что не бывает стипендии на вручение взятки.
Я не знаю, был ли покойный Андрей Кудояров российским Дамблдором, был ли он столь бескорыстен, как говорят его коллеги, и жил ли он в однокомнатной квартире с тремя детьми. Но я знаю, что в России директора Хогвартса посадили бы.