Мог ли сбитый в Украине Боинг-777, быть сбит из комплекса Бук-М1?
Мог ли сбитый в Украине Боинг-777, быть сбит из комплекса Бук-М1?
17 июля 2014 года в Украине был сбит Boeing-777 Малазийских Авиалиний. Первой версией причины его падения, была версия о том что самолет был сбит ополченцами ДНР из захваченного ранее, или привезенного из России, зенитно ракетного комплекса Бук-М1.
Для того чтобы разобраться имеет ли эта версия право на существование, нужно разобраться что собственно из себя представляет и какими возможностями обладает сам комплекс Бук-М1 и его отдельный компонент СОУ 9А310М1. А чтобы разобраться в том как сбросить лишний вес, посетите сайт http://magneto-fitness.ru/ где размещена подробная информация о капсулах для похудания.
Что такое ЗРК Бук-М1?
Комплекс Бук-М1 представляет из себя самоходный ЗРК комплекс предназначенный для борьбы с маневренными воздушными целями на малых и средних высотах от 30 метров до 12-18 километров.
Так же стоит помнить о том что когда в Интернете дается описание характеристик комплекса Бук-М1, имеется ввиду описание комплекса в целом. В целом комплекс состоит из четырех видов самоходных установок, каждая из которых выполняет свою роль в составе этого комплекса, что в совокупности и дает описанные в ТТХ Бук-М1 возможности по поражению воздушных целей.
В состав комплекса входят:
Командный пункт КП 9С470М1.
Основная задача: получение и обработка информации поступающей от СОЦ, распределение целей между СОУ и отдача команды на поражение.
Станция обнаружения и сопровождения целей СОЦ 9С18М1 «Купол».
Основная задача: обнаружение и сопровождение целей, с передачей данных на КП (командный пункт).
Несколько самоходных огневых установок СОУ 9А310М1.
Основная задача: поражение обнаруженных воздушных целей.
По официальной версии, именно одна из таких установок и была захвачена ополченцами ДНР.
Пуско-заряжающая установка ПЗУ 9А39М1.
Основная задача: перевозка ЗУР и перезарядка самоходных огневых установок СОУ. ПЗУ, так же как и СОУ, может запускать ракеты установленные на пусковой платформе, но не оборудована собственной РЛС.
Для полностью эффективной работы комплекса Бук-М1 по одиночной цели достаточно минимум трех из этих машин. 1 КП, 1 СОЦ и 1 СОУ. Проведя простую аналогию: КП это голова, СОЦ это глаза и уши, СОУ это руки, получаем примерную картину того что могла сделать одиночная самоходная огневая установка.
Поэтому просто посмотрев в Интернете описание возможностей ЗРК Бук-М1, можно легко ошибиться. Приняв ТТХ всего комплекса за ТТХ его отдельного компонента.
Так же не стоит путать понятия максимальной дальности обнаружения и максимальной дальности поражения целей. Так, например, максимальная высота обнаружения целей СОЦ - составляет 35 км. В то же время, максимальная высота эффективного поражения целей составляет 18 км, что обусловлено ограниченными возможностями дальности и высоты полета используемых в комплексе Бук-М1 зенитных управляемых ракет.
Может ли СОУ 9А310М1 сбивать цели самостоятельно
Самоходные огневые установки, входящие в состав комплекса Бук-М1, действительно оборудованы собственными бортовыми РЛС, и способны захватывать сопровождать и поражать цели самостоятельно.
Но так как они изначально рассчитывались не на автономную работу, а на работу в составе полного комплекса, их собственные возможности намного скромнее.
СОЦ купол способна обнаруживать и сопровождать цели идущие на высоте до 35 км., по азимуту 360 градусов и по углу местности 40 градусов.
Бортовая РЛС СОУ 9А310М1 способна обнаруживать и сопровождать цели по азимуту 120 градусов и по углу места: 7 градусов, с перемещением по углу места от -10 до +80. Проще говоря, самостоятельно СОУ 9А310М1 может обнаруживать и поражать цели идущие на малых и средних высотах до 6000 м. На таких высотах обычно и летают боевые цели несущие угрозу для наземной силы и техники.
Из этого следует что для того чтобы поразить цель, подобную Боингу-777, идущую на высоте 10000 м. и не являющуюся потенциальной угрозой, нужно было специально перевести бортовую РЛС СОУ в режим вертикального сканирования по углу местности на больших высотах, и развернуть в направлении с которого должен был прилететь Малазийский Boeing-777.
При скорости Боинга 900 км./ч. у боевого расчета СОУ будет около минуты на то чтобы захватить и поразить цель которая идет на такой высоте и скорости, до того как она выйдет из зоны поражения.
Следовательно, для успешного поражения, цель нужно было ждать, как минимум, специально.
ЗУР 9М38М1 и ее возможности
Для поражения воздушных целей, в комплексе Бук-М1 используются осколочно-фугасные зенитные управляемые ракеты 9М38М1, класса земля воздух.
Tехнические характеристики зенитной управляемой ракеты:
Максимальная дальность пуска 32 км.
Скорость полёта 2988 км./ч.
Запас хода 15 секунд.
Зона пролета (поражения): 17 м
Масса боевой части ракеты: 70 кг
Длина ракеты: 5550 мм
Масса ракеты: 690 кг
Исходя из данных максимальной высоты поражения целей 18-20 км., и запаса хода ракеты 15 секунд, можно сказать что Боинг-777 идущий на высоте 10 километров со скоростью 900 км./ч. является целью близкой к максимально возможным способностям ЗУР по поражению целей. Всё таки не стоит забывать что комплекс предназначен для прикрытия наземной силы и техники от атак с воздуха, а это цели идущие на малых и средних высотах до 6000 метров. Потому как высоты 10000 метров, никакая боевая авиация не способна наносить прицельные удары, или производить сколь нибуть точное бомбометание. Поэтому все его компоненты, включая ЗУР, заточены на работу на этих высотах.
Если ЗУР будет преследовать цель убегающую на скорости 900 км./ч при этом тратя ресурс топлива на набор высоты, есть риск что ракете просто не хвати топлива, и на набор высоты и на преследование цели.
Значит запуск ракеты должен быть произведен на опережение цели, чтобы в момент захвата цели головкой самонаведения ЗУР, ракете потребовалось минимум времени на преследование и поражение цели.
Следовательно, комплексом должны были управлять опытные профессионалы, а не любители самоучки из ополчения. Возможно что любители, без должной подготовки, вообще не смогут управлять этим комплексом и его системами обнаружения, захвата и наведения.
Ну а опытные профессионалы, ни как не могли бы перепутать Боинг-777, идущий на скорости 900 км./ч. на высоте 10000 метров с грузовым АН-26, максимальная скорость которого составляет 540 км./ч.
Таким образом, получается что сбивать они его должны были целенаправленно. А профессионалы могли бы появиться в рядах ополченцев, для управления трофейным комплексом, только из России. А значит и подчинялись бы они непосредственно Российскому командованию.
Предполагать что Российское военное командование, специально отдало приказ о уничтожении пассажирского самолета, над территорией контролируемой ДНР, в такой неподходящий момент, по меньшей мере очень глупо. Потому что всем понятно, кого сразу же в этом крушении обвинят, и что России это крушение ни как не выгодно ни с какой точки зрения. А значит специально его сбивать никто бы не стал.
Что в итоге?
Если Boeing-777 Малазийских Авиалиний действительно был сбит автономно работающей СОУ 9А310М1, то это значит:
1. Экипаж установки должен был быть заранее осведомлен о том по какому азимуту и на какой высоте придет цель. Косвенно, в пользу того что самолет подали под обстрел, могут свидетельствовать слухи о том что курс самолета был намеренно изменен диспетчером эропорта.
2. Боинг-777 является целью идущей на скорости и высоте близкой к предельным значениям ЗУР, а значит для успешного поражения цели, запуском должен заниматься опытный экипаж.
3. Опытный экипаж не мог перепутать принципиально разные по ТТХ самолеты и сбить не ту цель.
4. Опытный экипаж не мог быть набран из ополченцев, он мог быть предоставлен только Российскими вооруженными силами и им же подчиняться. Российские вооруженные силы, в контексте общей международной и политической обстановки вокруг событий в Украине, не стали бы сбивать пассажирский самолет намеренно, так как само это событие работает не на пользу а против России.
Исходя из всего этого, можно практически полностью исключить версию того что самолет был сбит случайно, при помощи автономно работающей СОУ, под управлением ополченцев самоучек.
Если же предположить что это было сделано специально, то получается что Российские вооруженные силы сами себе враги, вступили в сговор с Украинскими диспетчерами, заслали в Донецк опытный экипаж и устроили засаду на пассажирский самолет, скорректировав его курс и предупредив экипаж о высоте и азимуте цели. Прекрасно при этом осознавая, против кого это событие сработает и кого во всём обвинят.
Что же тогда случилось на самом деле?
Что произошло на самом деле, на основе имеющегося на данный момент материала, сказать не возможно.
Единственные кто могли сбить Боинг-777 случайно, это Украинские силы ПВО, имевшие в тот момент в своем распоряжении полный комплекс Бук-М1, включая КП и СОЦ.
Так же самолет мог быть сбит намеренно, как непосредственно при помощи ЗРК Бук-М1, так и при помощи истребителя. О чем косвенно свидетельствуют рассказы очевидцев, якобы видевшие второй самолет и видевшие истребители вздетавшие с базы и уходившие в направлении Донецка.
Следуя элементарной логике, можно сделать вывод что намеренно сбить пассажирский Боинг-777 могли только те комы это будет выгодно.
Кто заинтересован в эскалации конфликта на востоке Украины, кто сразу же попытался извлечь из этого выгоду и поспешно обвинил во всём Россию, мы все прекрасно знаем.