Восток и Запад. Искусство исламского мира. Kаталог
Восток и Запад. Искусство исламского мира. Kаталог
Каталог выставки "Искусство исламского мира", которая представляет около двухсот памятников исламского искусства VII - XIX веков: произведения прикладного искусства и живописи, ювелирные украшения и оружие, фрагменты архитектурного декора, изделия из текстиля, керамики, бронзы, стекла, кости.
Первый раздел выставки знакомит с искусством со времени появления ислама в VII веке до монгольского завоевания XIII века. В этот период происходит формирование исламской культуры под воздействием традиций народов Сирии, Египта, Сасанидского Ирана, оказавшихся в составе халифата. К эпохе арабского халифата относится группа изделий художественного металла, в том числе уникальные бронзовые фигурные сосуды. Водолей в виде орла (796-797 гг., Ирак) интересен не только как замечательное произведение искусства, но и как самый ранний датированный на основании надписи бронзовый исламский фигурный сосуд. Одна из новых технологий, созданная в мусульманском мире в этот период и не известная в Европе вплоть до конца XV века, - инкрустация медью и серебром по бронзовой или латунной основе. Эта техника использовалась для производства парадной посуды: кувшинов, подносов, чаш XII-XIII веков, отличающихся полихромией, яркостью и изяществом декора.
Искусство каллиграфии имеет особое значение в исламской культуре. Арабские надписи можно увидеть на домашней утвари и предметах культа. Мраморные надгробия IX века и деревянные декоративные пластины из Египта XI-XX веков украшены строгими надписями в технике "куфи". Благожелательная надпись на блюде XI века из Мавераннахра (Средняя Азия) выполнена вытянутыми, узкими буквами стиля "насх". Особым экспонатом с точки зрения искусства надписей является бронзовый пенал-каламдан, созданный иранским мастером Омар ибн ал-Фадл ибн Йусуф ал-Баййа в 1148 году; на нем помимо традиционных арабских надписей впервые появляются персидские стихи.
Исламское искусство XIII-XVI веков иллюстрируют образцы декоративно-прикладного искусства и архитектурного декора, получившие распространение на значительно увеличившейся территории мусульманского мира. Иранские изразцы и керамика XIII-XV веков, украшенные росписью кобальтом по белой глазури, повторяют узоры китайского фарфора. В Сирии и Египте достигает расцвета производство полихромных стеклянных кубков и бутылей. Восьмиконечные керамические изразцы, расписанные люстром и кобальтом, передают стилистику архитектурного декора медресе и дворцов XIV века. Особого внимания заслуживают подлинные капители и консоль, некогда украшавшие знаменитый дворцовый комплекс Альгамбры, последней мусульманской цитадели в Европе, павшей в 1492 году.
Об усилении европейского влияния в XVI-XIX веках свидетельствует прежде всего искусство мусульманского Ирана и Турции. Так парные портреты "Женщина с диадемой" и "Женщина с букетом роз" (Иран, середина XIX века) написаны в связи с ориентацией высших кругов на европейские страны: картины исполнены в жанре придворного портера маслом. Европейской традиции в этих портретах соответствует также передача светотени и тщательная прорисовка деталей.
Последний раздел выставки, посвященный политическим и торговым контактам исламского мира и России, включает дипломатические дары, преподнесенные правителями мусульманских стран российским монархам, а также трофеи, добытые в войнах с Турцией и Персией. Здесь впервые демонстрируются драгоценные украшения - перстни, серьги и ожерелья - из сокровищницы хивинского хана, захваченной генералом-адъютантом К.П. Кауфманом в 1873 году.