Пятница, 29.03.2024, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 788
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ДО ЕГО ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ (335 – 346 ГГ. )

ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ДО ЕГО ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ (335 – 346 ГГ. )

ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ДО ЕГО ВТОРОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ (335 – 346 ГГ. )
1. Первое изгнание (335 – 337 гг...
2. Возвращение в Александрию и Антиохийский собор
3. Второе изгнание (340-346 гг...
3. 1...
3. 2...
1) Некоторые из присутствовавших на Соборе предложили составить новое изложение веры, считая как бы недостаточным Никейский символ, но Собор отверг это предложение и постановил довольствоваться Символом, составленным в Никее как достаточно полным для отражения тогдашних еретиков, дабы не подать повода к составлению изложений и впредь.
2) Хотя невиновность св. Афанасия достаточно обнаруживалась самим бегством его противников, однако же Собор со всем вниманием снова рассмотрел все обвинения, возводимые на него еретиками и на основании собственным их актов и свидетельств египетских епископов обличил клеветников и оправдал святого Александрийского архипастыря. Собор также выслушал обвинения и против других епископов, осужденных арианами: Маркелла Анкирского и Асклипия Газского и, приняв от них объяснения, признал их правосыслящими и невиновными...
3) Вождей арианского сборища, как обличаемых несомненными доказательствами во множестве несправедливостей в отношении к православным и особенности за то, что они не только принимали в общение, но и возводили в церковные степени осужденных и изгнанных с Арием в Никее за еретическое учение, Собор объявил низложенными, воспретив православным иметь с ними общение и подверг осужденных анафеме.
4. 4. Творения



1. Первое изгнание (335 – 337 гг. )

Итак, св. Афанасий отправился в отдаленную Галлию, а Арий по грамоте Иерусалимского собора возвращается в Александрию.

В Александрии Ария не приняли. Его появление здесь произвело одни смуты и волнения. Здесь хорошо понимали цель всех предшествующих насильственных действий, свидетелями которых была большая часть египетских епископов. Здесь видели, как депутаты Тирского собора производили исследование по делу Исхира, и хорошо понимали, какие оскорбления нанесены были ими православным в самой Александрии. Хотя пастыря с ними и не было, но любовь к нему хранила чистоту их веры. «Изгнание Афанасия, – пишут египетские епископы, – было нашим изгнанием; с ним мы почитали себя самих изгнанными».

Незадолго до удаления св. Афанасия из Александрии, по приглашению епископов, приходил сюда из своей пустыни преподобный Антоний, чтобы рассеять клевету, распространяемую арианами, будто он их единомышленник. Явившись среди многолюдного города, восьмидесятилетний пустынножитель, перед которым благоговели не только христиане, но и язычники, дал торжественное исповедание своей веры, называя арианскую ересь предтечей антихриста. «Сын Божий, – говорил Антоний, – не есть тварь и не из сущих, но присущное Слово и Мудрость Существа Отчего. Не имейте общения с нечестивыми арианами. Если соблюдаете благочестие, то вы – христиане, а те, именующие Сына Божия и Слово, сущее от Отца, тварью, ни чем не отличаются от язычников, потому что служат твари паче создавшего Бога». И когда Антоний намерен был возвратиться в свою пустыню, оставив сильное впечатление в жителях Александрии своим словом, чудесами и даже видом своим, сам св. Афанасий торжественно провожал его из города.

Отвергнутый Александрийской Церковью, Арий возвратился в Константинополь. Друзья его решались здесь торжественно ввести его в церковь и с ним совершить священнодействие. Св. Александр, епископ Константинопольский, сколько ни противился тому, не мог противостоять им и обратился с молитвой к Богу. Накануне того дня, когда по намерению ариан должно было совершиться это новое поругание Православия, падши ниц пред Господом во святилище, он просил – лучше взять его от среды живых, нежели оставить видеть поношение достояния Божия. И молитва ревнителя чистой веры была услышана. Ария внезапно постигла позорная смерть, уже на пути к храму. Это событие, явно открывшее суд Божий над нечестивыми, имело влияние на многих, прежде расположенных к нему.

Константин, послав св. Афанасия в Галлию, назначил ему местопребыванием Трир, где и сам живал, когда был властелином только западной половины империи и где жил теперь старший сын его Константин, вместе со званием кесаря незадолго до того получивший в управление Галлию, Испанию и Британию.

Святой Афанасий принят был епископом Трирским с любовью и уважением, и сам сохранял к нему взаимную привязанность. Могло утешать его и благочестие жителей города, которые собирались для богослужения даже в недостроенные храмы. Сам Константин Младший, питая глубокое уважение к добродетелям святителя, старался облегчить скорбь изгнания, доставляя ему все нужное в изобилии, хотя видел, что великая душа св. Афанасия мало заботилась о внешних удобствах. Непоколебимая твердость в православии епископов Трирских – Максимилиана и преемника его Павлина, скончавшегося в изгнании, - и возникновение ранее в Трире жизни иноческой, конечно, немало обязаны влиянию св. Афанасия. Его книга о жизни преп. Антония, как пишет блаженный Августин, воспламеняла здесь ревнителей благочестия к подражанию подвигам египетского пустынножителя.

Во время пребывания своего на Западе Афанасий Великий познакомился и с другим сыном св. Константина, Констансом, управлявшим Италией, и также приобрел расположение к себе этого государя, проявлявшего усердие в христианской вере и обогащавшего церкви щедрыми приношениями. По его требованию св. Афанасий, после своего возвращения, прислал ему несколько списков Священного Писания, которые, по уважению к трудам александрийских ученых в изъяснении и в очищении его текста, могли иметь особенную важность.



2. Возвращение в Александрию и Антиохийский собор

Два года и четыре месяца провел св. Афанасий в Трире, то есть до кончины св. Константина (22 мая 337 года). На другой год после его смерти три его сына: Константин и Констанс, управлявшие западной половиной империи, и Констанций – восточной, съехавшись в Виминации (мизийском городе) и разделив между собой области империи, положили, согласно с последней волей отца своего, возвратить всех заточенных епископов в свои епархии. Таким образом, св. Афанасий с посланием кесаря Константина к православным жителям Александрии был отпущен из Трира на свой престол. В Виминации он в первый раз увиделся со своим государем, Констанцием, который получил в который получил в свою власть Фракию, все азиатские империи и Египет.

К сожалению, отношение к св. Афанасию восточного государя было не таково, как двух западных. В последние годы Константина, живя на Востоке, Констанций подчинился влиянию ариан, по вступлении своем на престол, сделался их покровителем. Тот же священник, который помог Арию возвратиться из ссылки, приобрел себе расположение Констанция какими-то услугами по завещанию о престолонаследии, и через него арианская партия надеялась теперь совершенно подавить православных исповедников «единосущие» Сына Божия со Отцом. Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский и Феодор Ираклийский, имея епархии вблизи столицы, часто являлись ко двору, чтобы лично воздействовать на молодого государя в пользу своей партии. Вступив на престол двадцати лет, с живым, раздражительным характером, со слабой волей, подозрительный, он представлял много слабых сторон для арианских нападений. Двор его наполнен был евнухами, и между ними более всех пользовался доверенностью государя Евсевий, также арианин. После этого понятно, что должен был ожидать себе св. Афанасий. Возвращаясь на свой престол сухопутной дорогой, он еще раз виделся с Константином в Кесарии Каппадокийской и ни в тот, ни в другой раз, ни одним словом не жаловался на своих несправедливых гонителей, но они, со своей стороны, уже готовили против него новые козни. Констанций отпустил его от себя без письма к Александрийской Церкви.

Возвращение св. Афанасия вызвало у паствы его неописуемую радость. Так как низложение его на Тирском соборе никто не признавал законным и его заточение в Галлию нисколько не зависело от решения Собора, то и не считали нужным требовать нового беспристрастного рассмотрения тех обвинений, какие были приняты в Тире против епископа Александрийского. Этим-то и воспользовались враги Афанасия.

Рассылая всюду послания, арианские епископы объявляли, что он, законно, соборным определением низложен, без соборного определения снова занял Александрийский престол. В то же время они сообщали о насилиях, которыми будто бы сопровождалось его возвращение в Александрию. Небольшое общество ариан, живших в этом городе, и мелетиане, рассеянные по Египту, готовы были помогать им клеветой. Обвиняли, наконец, св. Афанасия и в том, будто он удерживает у себя хлеб, назначенный Константином Великим для раздачи народу. Враждебные действия ариан становились тем опаснее, что Евсевий Никомидийский, изгнав из Константинополя возвращенного вместе с Афанасием из заточения св. Павла, сам занял Константинопольский престол. В Антиохии не был возвращен престол св. Евстафию, но занят был единомышленником ариан, Флакиллом. Имея и других единомышленников, особенно между участниками Тирского собора, Евсевий на Соборе в Антиохии как бы сожалея о долговременном сиротстве Александрийской Церкви, постановил назначить туда епископа, и Секунд Птолемаидский, осужденный на Никейском соборе, поставил в Александрию Писта, низверженного тем же Собором. Чтобы склонить на свою сторону и прочих епископов, Евсевий отправил от себя пресвитера и двух дьяконов к папе Римскому с обвинительным посланием против св. Афанасия и некоторых других епископов и с просьбой принять в общение новопоставленного епископа Александрийского. Такие же послания были отправлены и к трем императорам.

Когда сделались известными в Египте козни ариан и в Александрию уже явился лжепастырь, ими поставленный, с которым вся арианская партия имела сношения, тогда египетские епископы единодушно собрались в Александрию, чтобы подумать о способах защиты своего архипастыря и ограждения Православия. Они положили обратиться с воззванием ко всем православным пастырям и, раскрыв им беззаконные дела ариан и свои бедствия, просить у них братской помощи. Избрание Афанасия Великого, суд над ним Тирского собора, возвращение архипастыря из заточения, козни ариан – все это они представили своим собратьям в истинном виде. Не повторяя всего, чем мы уже воспользовались при описании предшествующих событий, приведем здесь ответ египетских епископов на новые обвинения ариан. «Никаких насилий, никаких убийств, заключений в темницу, заточений не было при возвращении Афанасия, – писали епископы, верные своему архипастырю, – святилища наши чисты от крови». Защищая своего архипастыря от действий на него Тирского приговора, епископы обратили внимание на состав Собора и образ его действия. Между членами Собора находились приверженцы Ария и люди, по своему поведению недостойные занимать место на Соборе; возражения против них не были принимаемы. Присланный для наблюдения за порядком воинский сановник был на стороне ариан. Обвинения против св. Афанасия были сущей клеветой; но Собор на это не обратил должного внимания: Арсений был жив и просил о принятии в церковное общение, Исхир вовсе не был священником, как то доказывали списки, и сам сознался в клевете, а следствие обнаружило, что у него во время богослужения были сокрушены священные сосуды, позволение и способы устроить у себя церковь были даны ему в награду за услугу. Что же касается клеветы, будто святитель корыстно пользуется хлебом, назначенным от царских щедрот народу, то епископы отвечали: кроме хлопот ничего эта раздача ему не доставляет. Кому следует получать, те не жалуются. В этой клевете видно лишь намерение лишить Церковь права раздачи и передать его арианам.

Послание обращено было ко всем епископам, в том числе и папе Римскому, Юлию. Принесшие его в Рим пресвитеры встретили здесь посланных от Евсевия и вступили с ними в спор, доказывая незаконность возведения Писта, так что один из этих посланных счел за лучшее тайно бежать из Рима, а двое остальных предложили рассмотреть спор между Афанасием и партией Евсевия на Соборе. Папа Юлий охотно принял этот вызов и направил пригласительные послания к св. Афанасию и к Евсевию, предлагая первому избрать для этого какое угодно место.

Между тем как шли соглашения об этом, покровителя св. Афанасия, Константина, не стало: он был убит в междуусобной войне с братом Констансом (в марте 340 года – М. С. ). И враги Афанасия Великого стали действовать решительнее. Отступившись от Писта, поставленного отъявленными арианами и отвергнутого всеми, они решили избрать другого епископа в Александрию. В то же время желая освободиться от нареканий в арианском нечестии (так как не все были единомысленны с Арием – М. С. ), придумали составить свой Символ веры. В это время император Констанций созвал в Антиохию до девяноста епископов для освящения новосозданной, так называемой золотой церкви, которая начала строиться еще при Константине Великом. Они-то, составив в Антиохии Собор, отвергли Символ Вселенского собора и в то же время, не согласные между собой, издали один за другим три свои символа, а потом и еще – четвертый, и ни в один не захотели включить выражение, ясно определившее православие: единосущный. Решив по-своему дело веры, они обратились к делам Александрийской церкви и предложили престол этой церкви Евсевию Емесскому, славившемуся своим образованием и обучавшемуся в Александрии, а потом – у Евсевия Кесарийского. Но тот сам отказался от этого предложения, зная по собственному опыту привязанность александрийцев к своему пастырю: вместо Евсевия избран был другой, Григорий, родом из Каппадокии, получивший образование также в Александрии и некогда пользовавшийся расположением св. Афанасия.



3. Второе изгнание (340-346 гг. )

В Великую Четыредесятницу 340 года в Александрии было получено повеление, которым объявлялось о назначении туда нового епископа, а перед Пасхой явился и он сам. Народ не оставлял своих церквей; напротив, собирался в них еще в большем числе. Тогда епарх Египетский, Филаргий, которому поручено было ввести Григория в церковь, собрав язычников и иудеев (так как православные не хотели быть предателями), с оружием ведет их к избранной для сего церкви Кирина, разгоняет православных и принуждает поруганиями и ранами выйти оттуда дев и иноков. Язычники вторгаются в святилище, сокрушают святой престол, сжигают священные книги, оскверняют своим нечестием крещальню. В довершение бедствия церковь загорелась и оставлена была на добычу грабителям. Затем начались истязания пресвитеров, девственниц и мирян, наиболее выказывавших ревность о Церкви: их били, секли, заключали в темницы. Вошедши в одну церковь, Григорий заметил, что народ от него отвращается: этого было довольно, чтобы префект тотчас же захватил тридцать четыре человека, благородных мужчин и женщин, и предал их разным истязаниям. И это совершалось в Великий Пяток. Истязания не прекращались и в светлые дни Пасхи. Дошла наконец очередь и до той церкви, где собирал народ св. Афанасий и в эти дни ужаса, но он предупредил нападение нечестивых, тайно оставив город.

В своем потаенном убежище святитель написал сильное воззвание к епископам всех Церквей, в котором изобразил все ужасы нечестия, совершившиеся перед его глазами, и умолял подать помощь славной Александрийской Церкви, попираемой еретиками. Но кто мог оказать ему помощь на Востоке, когда своеволие еретиков пользовалось покровительством Констанция? Епарх Египетский осмелился даже обвинить самого св. Афанасия перед императором во всех беспорядках, какие произошли в Александрии при возведении нового епископа.

Благочестивые пастыри могли только плакать и в слезах просить помощи у Главы Церкви Иисуса Христа, подобно Антонию Великому, который провидел это бедствие Александрийской Церкви за два года до этого. Однажды, сидя с братьями на своей горе за рукоделием, вдруг объят он был духом и восхищен в видение. Потом, придя в себя, старец стенал, трепетал, потом преклонил колена и молился, долго молился. Когда встал он, устрашенные братья спросили его: что с ним? Антоний долго отказывался отвечать, наконец со стенанием и слезами сказал: «Лучше было бы умереть прежде, нежели сбудется то, что я видел. Грядет гнев Божий на Церковь, и она предана будет людям, которые подобны бессловесным. Я слышал голос: «Жертвенник Мой будет осквернен». Но не унывайте, чада, – прибавил вдохновенный старец, – как Господь прогневался, так Он же паки и исцелит, и Церковь скоро воспримет свою прежнюю красоту. Увидите изгнанных восстановленными, только не оскверняйте себя общением с арианами».



Римский собор

Еще не кончилось в Александрии смятение, произведенное нахлынувшим полчищем ариан, как св. Афанасий получил от папы Юлия упомянутое выше приглашение на Собор и, пользуясь представленным ему правом назначить для сего место, отправился в Рим.

По прибытии сюда св. Афанасия папа не замедлил послать к Евсевию и его сообщникам двух своих пресвитеров, Елпидия и Филоксена, с уведомлением об этом и с назначением времени для открытия Собора. Но Евсевий и его единомышленники сочли за лучшее не являться со своими делами на суд православных епископов. С них было довольно и того, что они успели изгнать Афанасия из своей Церкви и поставить туда своего епископа. Продержав у себя посланных до начала следующего года, из Антиохии, куда собрались для совещания, прислали они укорительный для папы Римского ответ. Они считали для себя оскорблением то, что Юлий зовет их к себе для ответа в их действиях, утверждали, что постановленное одним Собором (Тирским) не должен пересуждать другой, указывая на то, что и прежде постановленное на Западе о Новате было принято на Востоке без нового рассмотрения, равно как и определение Антиохийского собора о Павле Самосатском – на Западе. Гневались на то, что папа принимает в общение св. Афанасия и других, ими изгнанных епископов, и таким образом, вместо того чтобы поддерживать мир в Церквах, производит несогласие. В заключение отказывались явиться на Собор под предлогом близости назначенного срока и неблагоприятных обстоятельств на Востоке: тогда Констанций вел войну с персами. Получив такой ответ, папа еще медлил несколько месяцев, ожидая, не явится ли хоть кто-нибудь из приглашенных с Востока. Но в Рим собирались только изгнанные арианами епископы и пресвитеры – из Фракии, Иллирии, Финикии, Палестины и Египта. Для рассмотрения его дела вместе с пятьюдесятью епископами Юлий решился открыть Собор (Римский собор был в 342 году. – М. С. ) По присланному прежде обвинительному против Афанасия Великого письму и документам, к нему приложенным, можно было видеть, в чем собственно обвиняли епископа Александрийского на Тирском соборе, а теперь все могли услышать собственную защиту оклеветанного. Его оправдания настолько были убедительными, что собор нимало не затруднился произнести свое решение. «Евсевия и его сообщников, – пишет св. Афанасий, – как сомнительных и убоявшихся явиться на Собор, не приняли, и написанное ими признали ничтожным, а нас приняли и с любовью вступили с нами в общение».

Затем Юлий, по поручению Собора, дал ответ епископам Антиохийского собора на их упреки, произнесенный с силой и достоинством. Они хотели оградить свой суд неприкосновенностью соборных постановлений: Юлий, оправдывая свое приглашение на Собор собственным вызовом посланных от Евсевия, указывал антиохийцам на следующее. Для чего же они сами, не уважая определения Собора трехсот отцов (Никейского), принимают в общение ариан и даже возводят их на степени епископские? Для чего епископы у них своевольно переходят с одного места на другое (Евсевий Никомидийский (в отступление от правила того же Собора? Оправданием мнимого пристрастия к св. Афанасию для папы служило рассмотрение беззаконных действий Тирского собора. Полученные прежде послания от Афанасия и другое – епископов египетских, в защиту своего архипастыря, известия о новых кровавых событиях в Церкви Александрийской и свидетельства других страдальцев, прибывших из Египта, наконец, личные объяснения святителя на Римском соборе – все это было твердой опорой для его защитников. Юлию оставалось только повторять их слова в своем послании. «Теперь посудите сами, – прибавил папа, – кто поступает против правил: мы ли, принявшие этого мужа на основании стольких доказательств его невинности, или вы, на расстоянии тридцати шести переходов избравшие в Антиохии в епископы какого-то чужестранца и пославшие его в Александрию с военной силой, чего не сделано было и тогда, когда Афанасий был послан в Галлию? Но я слышал, что немногие – виновники всех этих беспорядков. Постарайтесь же исправить сделанное вопреки правилам».

Это было уже второе соборное оправдание св. Афанасия. Казалось, оно тем более должно было иметь силы, что исходило от посторонних епископов. Но под грозным влиянием господствующей партии все молчало на Востоке. Нужно было склонить западного императора Констанса, чтобы он вступился за невинно гонимых перед своим братом. Но это было тем труднее, что Констанций, занятый войной, постоянно находился на восточных границах своей империи, окруженный арианствующими епископами. И св. Афанасий еще долго принужден был жить в удалении от своей паствы, с любовью принятый в Риме, но тревожный известиями из Египта.

Кроме изложенного, почти нет никаких сведений о св. Афанасии, которые бы относились ко времени его пребывания в Риме. Случайно упоминает он, что пользовался здесь расположением сестры Константина Великого, Евтропии, которую называет истинной Евтропией, то есть благонравною, что был принят и некоторыми другими значительными лицами в Риме. Здесь любопытство благочестивых занимали не столько вопросы о вере, сколько известия о новом, чудном образе жизни египетских подвижников. Св. Афанасий, посещая дома тех фамилий, которые уже приняли христианство или были расположены к нему, своими беседами и повествованиями о жизни преподобного Антония, об учреждениях Пахомия и о добродетелях других египетских старцев воспламенял своих слушателей, помогал им отрешаться от земных привязанностей и таким образом положил первые зачатки иноческой жизни. Двое пресвитеров-иноков, бывшие со св. Афанасием в Риме, Аммоний и Исидор, также обращали на себя внимание всех своим строгим благочестием и мудростью. В многолюдном городе, наполненном великолепными зданиями, они ничего не хотели знать, кроме церкви св. Апостолов.

Но сколь ни было велико уважение к св. Афанасию пастырей и христиан Римской Церкви, - ничто не могло заменить ему паствы, которую беззаконно у него отняли и ложным учением развращали ариане. Время от времени доходили до него печальные известия о новых насилиях, ими производимых. Так, вскоре после его отъезда из Александрии, Григорий начал гонения против епископов, не соглашавшихся иметь с ним общение, не щадя ни лет их, ни достоинств. Между пастырями были исповедники, страдавшие в последнее гонение от язычников. Один из них – Потаммон Ираклийский, который лишен был глаза за имя Христово и на Тирском соборе ревностнее других защищал своего архипастыря, – до того был избит, что через некоторое время скончался. Другой, также исповедник, Сарапаммон, был послан в заточение. Многие священники, юноши, девственницы подвергались бичеваниям и ударам. У вдов и сирот православных было отнято церковное содержание. Во время этих гонений скончалась в Александрии сестра отца Афанасия – Григорий запретил ее хоронить, и только под чужим именем смогли ее вынести из дома и предать земле. Во всех насилиях ему помогал воинский начальник, Валакий, пока не постиг его суд Божий, как предсказывал ему Антоний Великий.



Сардийский и Филиппольский собор

Слыша о таких страданиях своей паствы, мог ли не скорбеть св. Афанасий. Наконец, после трехлетнего удвоения его от Александрии, явилась ему некоторая надежда возвратиться на свой престол. В 342 году Констанций возвратился в Константинополь, а Констанс прибыл из Галлии в Медиолан. Так как Констанс покровительствовал Православию, то некоторые епископы, изобразив ему настоящее состояние Церкви и не видя другого средства помочь делу, кроме совокупного рассмотрения споров с восточными епископами, просили государя склонить его брата Констанция к созванию Вселенского собора. Вняв этой просьбе и уже отнесшись по этому предмету в Константинополь, Констанс вызвал св. Афанасия к себе в Медиолан. Зная о его страданиях и о безуспешности Римского собора, он хотел обрадовать скорбящего изгнанника неожиданным доля него известием о предпринятых сношениях и, в ожидании благоприятных последствий, упросил его отправиться вместе с Осией Кордовским в Галлию, уже знакомую ему, вероятно, для устроения тамошней Церкви.

Констанций уступил требованиям своего брата. Местом собрания епископов назначена была Сардика, город, лежавший на границах владений обоих императоров. Епископов собралось с Востока и Запада до ста семидесяти человек. Явились сюда и обвиняемые и обвинители, и гонимые и гонители. Некоторые их пострадавших от ариан представили на Собор и цепи железные, которыми они были связаны, явились друзья их и родственники с жалобами на гонителей. От разных Церквей прибыли донесения о насилиях, причиненных им арианами: где пользовались они военной силой, где – возмущением народным, где – угрозами, чтобы принудить православных к общению с ними. Поругание над девственницами, сожжение церквей, заключение в темницы служителей Церкви – все требовало теперь суда над оскорбителями правой веры и благочестия.

Главными вождями арианствующих тогда были действавшие на Тирском соборе: Феодор Ираклийский, Наркисс Неронопольский, Менофант Ефесский, Урзаций Сингидунский и Валент Мурзийский – и присоединившиеся к ним: Стефан Антиохийский, возведенный на место Флакилла, Акакий Кесарийский, преемник Евсевия Памфила, и Георгий Лаодикийский, их александрийских священников. Стефан, как управляющий всеми Церквами Сирии, Менофант, первенствующий в округе Асийском, Феодор – во Фракийском, Акакий, заведовавший палестинскими Церквами (кроме Иерусалима), – пользуясь своим иерархическим значением и властью, привлекли с собой и многих епископов их своих округов, которые не осмелились не подкреплять их голоса. К арианам присоединились несколько мелетианских епископов из Египта, и между прочими Исхир, которого Александрийский собор не признал и священником, теперь же поставленный в епископы.

Как только арианские епископы поняли опасность, им угрожавшую из-за множества обвинений против них, они положили объявить Собору о своем прибытии, но не принимать в нем никакого участия и связали свою партию разными угрозами непременно держаться такого решения. В самом городе они находились все в одном доме, и никому не позволено было отлучаться из него.

Когда наступило время открыть соборные заседания, Осия Кордовский, прибывший сюда из Галлии вместе со св. Афанасием, и прочие православные епископы пригласили и явившихся с Востока к участию в делах Собора. Но те отказались под предлогом, что Собор имеет общение с Афанасием и другими епископами, которых они признают низложенными, и требовали, чтобы Собор отлучил этих епископов от своего общения. Не получив удовлетворения, так как низложение св. Афанасия и других, указываемых или епископов, на Римском соборе признано было незаконным, они снова повторили свои жалобы на предвосхищении западными епископами права переменять соборные определения восточных: тогда здесь дело шло вовсе не о превосходстве Запада перед Востоком, но о справедливости, которая равно должна быть наблюдаема на восточных и на западных Соборах.

Желая победить упорство противников, Осия соглашался на самые снисходительные усилия. «Представьте ваши действительные обвинения против Афанасия, – говорил им неоднократно миролюбивый пастырь, – пред всем Собором или мне наедине и будьте уверены: если человек этот будет признан виновным, мы его отвергнем. Если же он окажется невинным и изобличит вас в клевете, а вы не захотите принять его, я уговорю его удалиться со мною в Испанию». И св. Афанасий без возражений соглашался на это. Но враги его, избегая грозящей им опасности, желали одного: под каким-нибудь предлогом удалиться с Собора, а потому, объявив, что им нужно отправиться назад к себе для торжествования победы императора Констанция над персами, оставили Сардику. Между тем на обратном пути, остановившись во фракийском городе Филипполе, составили свой Собор.

В Сардике остались: из греков – епископы Иллирийского округа, а из латинян – италийские, испанские и немногие из Галлии и Африки, числом около ста, все они по своим епархиям принадлежали к западной половине империи, управляемой Констансом. Из восточных к ним присоединились ищущие правосудия у Собора и двое, перешедших с арианской стороны: Макарий Палестинский и Астерий Аравийский. Сам епископ Римский, Юлий, не присутствовал здесь, но прислал местоблюстителей – двух пресвитеров. Всеми чтимый по летам и по заслугам, Осия Кордовский первенствовал на Соборе. Собору предстояло заняться тремя главными делами: 1) вопросом о вере; 2) жалобами на св. Афанасия и других епископов, обвиняемых арианами и 3) обвинениями, принесенными на арианских епископов.



1) Некоторые из присутствовавших на Соборе предложили составить новое изложение веры, считая как бы недостаточным Никейский символ, но Собор отверг это предложение и постановил довольствоваться Символом, составленным в Никее как достаточно полным для отражения тогдашних еретиков, дабы не подать повода к составлению изложений и впредь.



2) Хотя невиновность св. Афанасия достаточно обнаруживалась самим бегством его противников, однако же Собор со всем вниманием снова рассмотрел все обвинения, возводимые на него еретиками и на основании собственным их актов и свидетельств египетских епископов обличил клеветников и оправдал святого Александрийского архипастыря. Собор также выслушал обвинения и против других епископов, осужденных арианами: Маркелла Анкирского и Асклипия Газского и, приняв от них объяснения, признал их правосыслящими и невиновными.



3) Вождей арианского сборища, как обличаемых несомненными доказательствами во множестве несправедливостей в отношении к православным и особенности за то, что они не только принимали в общение, но и возводили в церковные степени осужденных и изгнанных с Арием в Никее за еретическое учение, Собор объявил низложенными, воспретив православным иметь с ними общение и подверг осужденных анафеме.

По окончании своих действий Собор окружным посланием объявил о своих решениях всем Церквам. И епископы Галлии, Африки, Египта, Италии, Кипра и Палестины, не бывшие на Соборе, подтвердили подписью свое согласие с его определениями. Собор донес о своих действиях и обоим императорам – Констансу и Констанцию. На Восток были отправлены двое епископов: Викентий Капуанский и Евфрат Кельнский. Констанс подкрепил их донесение своим ходатайством о возвращении несправедливо изгнанных со своих престолов, угрожая в противном случае лично отправиться в Александрию и восстановить там давно ожидаемого паствой св. Афанасия, а полчища врагов его разогнать силой.

Между тем, отделившиеся от Сардикийского собора епископы, учредив свой Собор в Филипполе под председательством Стефана Антиохийского, издали от себя под именем Сардикийского собора обширное послание, в котором, повторяя клевету на Афанасия Великого и прочих епископов, ими осужденных, укоряли их в попытках возмущением Церкви удержать за собой престолы и жаловались на то, что западные епископы, вопреки определениям соборов, бывших на Востоке, сохраняют с ними общение. В заключение, написал свое изложение веры, они объявили осужденными как отвергаемых ими прежде – Афанасия, Маркелла, Асклипия и Павла, епископа Константинопольского, так и епископов западных, наиболее им благопрепятствовавших: Юлия Римского, Осию Кордовского, Протогена Сардикийского и др. . И кто осмеливался изъявлять несогласие с этими определениями, тех ожидала горькая участь: епископа Адрианопольского, Люция, в оковах отослали в заточение, десять человек из граждан адрианопольских за сопротивление им по повелению императора преданы были смерти. Епископы Палестинский и Аравийский, перешедшие на сторону Сардикийского собора, подверглись также ссылке. В Александрию было послано повеление: если явится туда св. Афанасий или кто-либо из сосланных православных пресвитеров, того судья имеет право лишить жизни. В самой Антиохии епископ города, Стефан, которого Сардикийский собор объявил низложенным, покушался бесславием и клеветой лишить доверия у императора посланных от Собора епископов, введши в их почивальню через своего преданного слугу позорную женщину. Но клевета была обнаружена, и злоумышлявший на честь других сам был лишен престола.

Вразумленный последним, до крайности постыдным делом Стефана Антиохийского, видя нечестивую готовность ариан на всякие низкие меры к достижению своих целей и опасаясь угроз своего брата, Констанций послал наконец к св. Афанасию приглашение возвратиться в Александрию. Св. Афанасий находился тогда в Аквилее. Может быть, тревожили его слухи о грозных поведениях, посланных в Александрию. Да и как было ехать туда, когда там господствовал Григорий? Выжидая более благоприятных обстоятельств, по вызову Констанса, он отправился снова в Галлию. Тревожимый этой тесной связью между св. Афанасием и западным императором, Констанций писал к святителю Александрийскому во второй и в третий раз, призывая его на свою кафедру; писал и к Констансу, чтобы того отпустил святителя в Александрию. В последнем письме уведомлял он, что уже целый год ждет его и что позволяет в Александрии ни каких-либо нововведений, ни рукоположения нового епископа: Григорий уже скончался. В то же время писали к св. Афанасию и многие приближенные Констанция, которым святитель более мог доверять. Тогда, наконец, он решился оставить свое убежище на Западе. Простившись со своим венценосным покровителем, с которым виделся в последний раз, он заехал в Рим, чтобы проститься с Юлием. Папа отправил с ним приветственное послание к Александрийской Церкви, в котором, прославляя подвиги св. Афанасия и верность любви к нему паствы, искушенной многими страданиями, радовался торжественному возвращению святителя Александрийского.



Творения

Во время второго изгнания святитель Афанасий написал «Окружное послание» к епископам всех Церквей. В нем он изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял подать помощь Церкви александрийской, попираемой наглым нечестием и предостерегая вся другие Церкви от подобной же опасности





Другие статьи по теме:

ГРЕХ И ЕГО РАЗВИТИЕ
ГРЕХ И ЕГО РАЗВИТИЕ

И оставит человек отца и мать...
И оставит человек отца и мать...

ОТ ИЗБРАНИЯ ВО ЕПИСКОПЫ
ОТ ИЗБРАНИЯ ВО ЕПИСКОПЫ

ТРИНИТАРНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД

ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362 – 365 ГГ. )
ОТ ЧЕТВЕРТОГО ИЗГНАНИЯ ДО КОНЦА ПЯТОГО ИЗГНАНИЯ (362 – 365 ГГ. )

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1027 | Теги: ОТ ПЕРВОГО ИЗГНАНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ДО, религия | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
[Здоровье]
Доступные цены и комфортный сервис от стоматологии «Новый Век» (0)
 


Самые читаемые статьи

Volkswagen Tiguan 2, 0 TDI (0)
Какова история ФК "Сампдория"? (0)
Популярные модели дешевеют медленно (0)
Ванны (0)
Костюмные ткани (0)
Как получить ТС со штрафной стоянки в г. Москве? (1)
Подробнее о биологически активных точках (0)
Словарь автомобильных терминов и сокращений (продолжение) (0)
Автомобильная аптечка (0)
Куда исчезают сбитые НЛО? (0)
У самого синего моря (0)
Peugeot 307 1.6-16V (0)
Миллион обещаний (0)
Монтаж шины на обод (0)
Летний макияж: 6 правил совершенства (0)
Воздушный бой НЛО над Лос-Анжелесом (0)
Плоский живот в январе (0)
Я ЗНАЮ ВСЕ ТВОИ ТРЕЩИНКИ (0)
Учимся летать (4)
НЛО. Что там внутри? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024