Пятница, 26.04.2024, 02:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Нина ТодыбаеваЛитература позволяет описать то, о чем не хватает смелости сказать в журналистике

Нина ТодыбаеваЛитература позволяет описать то, о чем не хватает смелости сказать в журналистике


Фантастические сны

22 ноября в Хакасском драмтеатре им. А.М. Топанова случилось ЧП. В стенах красивейшего здания республиканской столицы зрители стали свидетелями "Рухнувшей крыши".

Нет, вы не подумайте, отремонтированный с таким трудом театр остался в порядке. А вот премьера с одноименным названием явила миру "аварию", причем не только архитектурного сооружения, но и человеческого рассудка. Пьеса, вошедшая в основу спектакля и победившая на весеннем конкурсе драматургов (о чем наш корреспондент писал на своем сайте, принадлежит 23-летней дебютантке Нине Тодыбаевой, издавшей в 2007 году свой первый и пока единственный сборник рассказов. Летом искусница пера закончила журфак ХГУ и сейчас работает по специальности в одной из местных газет. С первого взгляда трудно поверить, что в этой хрупкой и застенчивой девушке скрывается настоящая литературная мощь.

Впрочем, встречаясь с незаурядными персонами не в первый раз, делаешь вывод о некоей закономерности, когда глубина и талант сочетаются прямо-таки с гипертрофированной скромностью.

Крыша –

это не главное

В ответ на стандартный, но крайне нужный вопрос о том, что вдохновило на создание пьесы, гостья поспешно заявила, что "Крыша" еще не издана (как бы давая понять, что на роль серьезного литературного произведения она не претендует). А потом с некоей небрежностью сказала, что написала ее за два дня.

– Просто я долго к ней шла, – пояснила собеседница. – В основу пьесы вошел журналистский материал о моем народе, который я собирала по крупицам. Это истории, услышанные в такси и на улицах, когда я в Усть-Еси (Аскизский район) и других деревнях проводила анкетирование для студенческой научной работы. Многие жители мне рассказывали какие-то истории, пытались чему-то научить. К этим историям присоединялись реальные факты, и все это в конечном счете нашло отражение в пьесе. "Рухнувшая крыша" – для меня первое произведение, где прототипами героев стали мои земляки. Это собирательные образы тех людей, которых я встречала в своей жизни. Молодежь по большей части выдумана, но она наделена чертами, которые я наблюдаю у своего поколения. Один из героев, например, не видит смысла в том, чтобы оставаться в Хакасии, где трудно заработать деньги и удовлетворить свои амбиции, и говорит о том, что лучше уехать в Москву, Питер, за рубеж, куда угодно. Такой позиции придерживаются многие молодые люди. Но вместе с ними есть и те, кто осознает: если они покинут малую родину, она просто не будет развиваться.

В последние годы можно было наблюдать отток молодежи из Хакасии. А теперь слышишь – то тот вернулся, то этот. Видимо, по мере взросления у многих меняются ценности, и, скажем, к тридцати годам они уже осознают необходимость что-то сделать для своей родины. В Хакасской национальной гимназии, где я училась и в прошлом году оказалась на встрече выпускников, приходилось слышать много таких историй. Тема так называемой "миграции" оказалась очень актуальной, и я решила к ней обратиться. Осмыслить то, чего ты не знаешь и с чем ты не сталкивался, невозможно. Реальные же истории несут в себе гораздо больше.

– Образ "Рухнувшей крыши" в твоей интерпретации?

– Это крыша, которая рухнула и у людей, и у реального строительного объекта – в данном случае это школа как хранитель каких-то ценностей. Школа разваливается, но остается фундамент, потому еще возможно ее достроить. То же самое можно сказать и о воспитании ребенка: если фундамент заложен правильно, не страшно, если и рухнет крыша – здание можно будет восстановить. Крыша – это еще и образ чего-то временного.

На репетиции

автора не пускать?

Если б не драматический конкурс, о литературных способностях Нины театралы, наверно, узнали бы нескоро. Снискать литературную славу она не пыталась и оказалась в числе конкурсантов совершенно случайно. Свое творение дебютантка принесла уже состоявшемуся драматургу Валентине Шулбаевой, которая курирует ее с 10 класса. Когда-то она настояла на издании рассказов Нины и, увидев в них сильные диалоги, посоветовала заняться девушке драматургией. Только последняя рукопись до наставницы так и не дошла. В Доме литераторов, где Нина оставила пьесу в отсутствие Валентины Гавриловны, пьесу прочли и тут же отдали на конкурс.

– Немногим зрелым драматургам выпадает честь попасть в театр, а на тебя буквально с первых шагов нагрянул успех, – вгоняла я в краску и без того скромную Нину.

– Дело не в том, что это честь, – как бы оправдывалась собеседница. – Я спокойно отношусь к тому, что изменят текст. Главное, чтобы в спектакле сохранились идеи и чтобы там не было того, о чем я вообще не подозреваю. 1 августа режиссер Саяна Сапиновна (Ултургашева – прим. авт.) по телефону сообщила о намерении взяться за мою пьесу в начале сентября, сказала, что у меня есть недоработки, и их надо быстро устранить. Еще месяц я усиленно работала над пьесой, устраняла все "детскости". Я поняла, почему режиссер была немного недовольна. Когда я писала "Крышу", я реализовывала прежде всего себя. А когда пришло время ее ставить, возникло много других задач – она уже должна была стать способом самовыражения и для режиссера, и для актеров. Какие-то сюжетные линии я не провела, какого-то героя "смазала" – он получился нецельным, неинтересным для игры, и его необходимо было доработать. Изначально у меня не было цели прописывать характеры, я просто отображала идею. А потом уже со всех сторон ее "подтягивала". Не знаю, получилось или нет. Главный режиссер русского драмтеатра Евгений Юрьевич Ланцов сказал, что он несколько раз в жизни работал с живыми авторами и пришел к выводу, что на репетиции автора лучше не пускать. На "крыше" я присутствовала лишь на разборе текста. Нина Сапиновна сказала: "Пусть для тебя будет сюрпризом".

– К какому жанру ты бы отнесла пьесу – реалистичному или фантастическому? И что тебе вообще ближе – реальность или иллюзия?

– Пьеса реалистичная. Но к этому жанру мне тяжело было прийти, так как прежде я писала только фантастические повести и рассказы. Поскольку пьеса повествует о хакасской земле, то, конечно же, она должна быть реалистичной. Но жанр как таковой мы не могли определить: это драматическое произведение, но не в полном смысле: здесь есть элементы комедии и других жанров. Это, скорее, подростковая драма. Мне не хватает еще какого-то опыта и таланта, чтобы создать драму в том значении, к какому все привыкли. Мы назвали "Рухнувшую крышу" историей о времени: о прошлом и будущем. Одна из главных тем пьесы – глобализация, ее влияние на народы и, в частности, на хакасский этнос. Ей очень трудно противостоять, и возникает вопрос: можем ли мы двигаться против времени? Я пыталась сказать о том, что исконные человеческие ценности время смыть не способно. Они существуют до тех пор, пока есть люди. Если мы столько времени живем, пройдя все войны и катаклизмы, значит, ценности не изменились, только немного трансформировались.

Духовная

связь с Кафкой

Нина Тодыбаева вошла в литературу – если так можно выразиться – в 12 лет. И начала писать лишь потому, что была замкнутой, у нее было мало друзей. Чтобы иметь возможность общаться, она писала и, естественно, много читала. Хотя в первом классе складывать буквы в слова у нее получалось крайне плохо, и бабушке, работавшей учителем русского языка и литературы, пришлось внучку подтягивать. Вслед за ней Нина тянулась к книгам и регулярно просматривала газеты, в том числе и ту, для которой теперь пишет сама. А ведь журналистом она стала случайно и выбрала этот факультет лишь потому, что он давал больше литературы, чем собственно филфак. Чтение и по сей день – ее главная слабость. Она обожает Кафку и чувствует с ним духовную связь, находя в его "Дневниках" много собственных мыслей. Из драматургов отдает предпочтению Ибсену, а Чехова считает аналитичным и немного холодным.

Еще она любит семейные саги. Это творения Диккенса, Толстой и "Война и мир", Томас Манн и "Буденброки", Салтыков-Щедрин и сатирический роман "Господа Головлевы", который вместо язвительной ухмылки вызывает у девушки желание разрыдаться. Поэтому, наверное, неспроста тема семьи сквозит и в написанной ею "Рухнувшей крыше".

– Нина, эта тяга к семейственности как-то связана с твоими домашними?

– Не знаю. В нашей семье четверо детей. Хакасский народ вообще тяготеет к родовым связям. Мне всегда хотелось знать про своих далеких прабабушек и прадедушек, и сейчас при любой возможности расспрашиваю родственников о наших корнях. Патриотизм в принципе формируется на краеведении, и хорошо, если бы такой предмет преподавали в школе наряду с историей России и Хакасии.



Фантастические сны

– Интересно, а как приходят те или иные идеи и литературные образы?

– Мне часто снятся фантастические сны, и я их иногда описываю. Если говорить о реальности, то это живые люди, просто иногда добавляю им то, что хотела бы сказать сама, но не могу. Или то, что хотела бы услышать от них, но они не говорят. В литературе и в искусстве в целом есть так называемые "ходячие образы". И в одной из моих незаконченных пока вещей фигурирует мифологический образ первой жены Адама – Лилит. Я увидела в ней наставницу человечества, наделенную тем духом свободы, которого нам всем не хватает.

– Какие темы, проблемы ты бы еще хотела осветить в литературе?

– Те, о которых никогда не хватит смелости сказать в журналистике. Писать о реальных скандалах, способных обидеть конкретных людей, мне, человеку робкому, очень тяжело. А литература позволяет что-то додумать и представить действительность такой, какой бы ты хотел ее увидеть. В основном, мы живем по принципу – не сделай зла, не навреди. А чтобы творить добро, нужна определенная смелость: ведь это чревато последствиями. Можно провести эксперимент. Человек (без формы дворника, сотрудника ЖКХ или участника какой-то благотворительной акции) идет по улице и собирает мусор. С одной стороны, это нормально: он наводит чистоту на земле, которая, по сути, является его домом – так же, как и квартира. Но со стороны это выглядит абсурдно. И у меня есть цель описать тех, кто переступает этот порог и начинает вести себя не просто как законопослушный, воспитанный гражданин, а, прежде всего, как человек.

Это очень трудно. Научить этому могут только люди старшего поколения, и поэтому я очень люблю общаться со взрослыми людьми. Это старшие родственники и учителя. Каждый из них может чему-то научить, и это здорово. Мне повезло – в своей жизни я встречала много интересных, мудрых и доброжелательных людей, которые открывали мне такие истины, о существовании которых я и не подозревала. Из книг можно много узнать, но живые люди – просто невообразимый кладезь. У всех народов мира были мудрецы, наставляющие молодое поколение. Сейчас институт учителей изменился, и среди них встречаются люди-разрушители, которые, завладевая массами, оказывают на них деструктивное влияние. И мне кажется, необходимо возродить прежний институт наставников, когда дети могли беззаветно верить взрослому и не сомневаться, что их учат верному. У меня есть желание когда-нибудь их всех свести в какое-нибудь литературное произведение – выразить их идеи и свою благодарность.







4-5 октября в Кстове прошел XIV традиционный суточный пеший марафон Кстовский экстрем.
4-5 октября в Кстове прошел XIV традиционный суточный пеший марафон Кстовский экстрем.

Ипостасные свойства Бога Сына
Ипостасные свойства Бога Сына

«Дойну» знают и в Молдове

На От Ыры-2012 звучала песня Далай-Ламы
На От Ыры-2012 звучала песня Далай-Ламы

Воспевая красоту природы
Воспевая красоту природы

5 июля в рамках дня рождения Госавтоинспекции на улицах нашего города проходила акция Вежливый водитель
5 июля в рамках дня рождения Госавтоинспекции на улицах нашего города проходила акция Вежливый водитель

Пограничники отмечают свой праздник под Стаса Михайлова
Пограничники отмечают свой праздник под Стаса Михайлова

Молитва
Молитва

Хакасию удивят мастера акапеллы
Хакасию удивят мастера акапеллы

23 февраля в Нижнем Новгороде прошел турнир по борьбе самбо среди юношей 1992-1994 годов рождения, посвященный Дню защитников...
23 февраля в Нижнем Новгороде прошел турнир по борьбе самбо среди юношей 1992-1994 годов рождения, посвященный Дню защитников...

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: Aleksandr (19.10.2012)
Просмотров: 1005 | Теги: конкурс, Мир, Жизнь, Автор, театр, Хакасия, режиссер, культура | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
[Здоровье]
Доступные цены и комфортный сервис от стоматологии «Новый Век» (0)
 


Самые читаемые статьи

Кавказ (0)
Причины повышенного расхода топлива (0)
Ряд сообщений о взрывах неопознанных летающих объектов (0)
Какие диски лучше - штампованые, литые или кованные? (0)
ОМОЛОЖЕНИЕ - СЕКРЕТЫ ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН (0)
Шейка (0)
Статьи по детскому оздоровительному отдыху в бюджете должны быть защищены (0)
Спокойной ночи, малыши и родители! (0)
Пелоидотерапия или грязелечение (0)
Незабываемые рецепты народной медицины (0)
Что такое вылет колеса? (1)
Отдых в Гагре (0)
НАСА и инопланетные технологии (0)
ВСЯ ЖИЗНЬ – ИГРА (0)
НЛО - это энергетические сгустки? (1)
Диета для живота (0)
Что такое колесо? (0)
Словарь автомобильных терминов и сокращений (продолжение) (0)
Volkswagen Touareg 3.0 V6 TDI (0)
Арабские бизнесмены хотят купить Hummer (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024